Имена на карте Ленинградской области Проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки
Чарушин Никита Евгеньевич Российский художник-график, иллюстратор, член-корреспондент Академии художеств (1995), заслуженный художник РСФСР (1984). Родился в Ленинграде. Сын писателя и художника Е. Чарушина. Был героем большинства рассказов отца. В 1960 г. окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Как книжный график работал в издательствах «Детская литература» и «Малыш», в журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Нева». Рассказы В. Бианки, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, Р. Киплинга и др. с его иллюстрациями удостаивались дипломов на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах. Учась в Ленинградской средней художественной школе, ездил вместе с группой в с. Семеновка на р. Тосна (Тосненский р-н). В 1972 г. вместе с отцом посещал Шлиссельбургскую городскую библиотеку (Кировский р-н), в дальнейшем часто приезжал сюда в день его памяти. Алексеев Александр Александрович Русско–французский художник–график, книжный иллюстратор, аниматор. Изобретатель игольчатого экрана. Родился в г. Казань. В 1912–1917 гг. учился в Первом кадетском морском корпусе в Петербурге. В 1921 г. обосновался в Париже, став учеником и помощником С. Судейкина. Среди значительных графических работ Алексеева–иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1950), «Сказкам» Э. Т. А. Гофмана (1960), «Искушению Запада» А. Мальро (1979). В общей сложности с иллюстрациями вышло около пятидесяти книг. Особое место в его творческом наследии занимает цикл иллюстраций к «Анне Карениной» Л. Н. Толстой, выполненный в 1951–1957 гг. Это издание было выпущено в Париже в 1997 г. тиражом 20 экз. в виде папки эстампов. Вместе с семьей с 1908 г. вплоть до начала войны 1914 г. проживал в Гатчине. В своих воспоминаниях описал гатчинскую квартиру,дом,двор. Арцеулов Константин Константинович Русский летчик, конструктор планеров, художник-иллюстратор. Внук И. Айвазовского. Родился в Ялте. Работал на авиационном заводе в Санкт-Петербурге, одновременно занимался планеризмом. В 1911 г. окончил авиационную школу «Первого Русского Товарищества Воздухоплавания» в Гатчине. В 1912 г. – инструктор в Севастопольском аэроклубе. Осенью 1914 г. получил направление на переподготовку в Гатчинскую авиашколу, поселился на Люцевской ул., 33. В 1915 г. сдал экзамен на военного летчика. В годы Первой Мировой войны совершил около 200 разведывательных полетов. В 1916 г. назначен начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей в Качинской авиашколе, где впервые в истории русской авиации намеренно ввел самолет в штопори вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения летчиков-истребителей. Разработал и построил 5 планеров собственной конструкции, среди них А-5. В 1927 г. перешел в гражданскую авиацию для выполнения сложных аэрофотосъемок. В 1... Бём Елизавета Меркурьевна Русская художница, иллюстратор, силуэтист. Первая женщина в России, которая стала профессионально заниматься искусством. Родилась в Санкт-Петербурге. Известна своими грациозными полными юмора силуэтами, особенно сценами из детского мира. Создала целый ряд иллюстраций к произведениям И. С. Тургеневе, И. А. Крылова, В. М. Гаршина, Н. С. Лескова, а также иллюстрировала русские народные сказки, пословицы и поговорки. Самую большую известность принесли художнице открытки, которых она создала более 300. В течение многих лет Е. М. Бём с семьей приезжала в Шапки (Тосненский р-н). Рисовала с крестьянских детей из дер. Шапки и окрестных деревень: Надино, Сиголово, Староселье и др. Сотрудничала в Любанском издательстве видовых открыток общества попечения о бедных, возглавляемого А. В. Болотовым. Несколько работ Е. М. Бём были там изданы. Приезжала на свою дачу в Любань (Тосненский р-н). Волков Ефим Ефимович Русский живописец-пейзажист, иллюстратор, академик Императорской Академии художеств (1899). Родился в Санкт-Петербурге. Член и экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (с 1879, член совета с 1894), Общества поощрения художеств. Участник выставок с 1870 г. Автор более 500 пейзажей: «Болото осенью» (1871), «В лесу по весне» (1878), «Лесная дорога осенью» (1880), «Лес на болоте» (1881), «На рассвете» (1882), «Тихий день» (1882), «Ранний снег» (1883); «Лесной ручей» и др. По мимо живописи успешно занимался книжной иллюстрацией. В 1883 г. Волковым была создана картина «Октябрь», написанная на станции Сиверской (Гатчинский р-н), где у художника была собственная дача. Картина была представлена XI Передвижной выставке. Известен также карандашный рисунок «Моя дача на Сиверской» (1881). Проживая в Сиверской, много путешествовал по окрестностям, не раз бывая в соседнем Орлино. Предполагал поселиться в Вырице, здесь написал несколько этюдов. Накануне революции снимал дачу в При... Вускович Игорь Николаевич График, один из самых известных художник театра и кино. Родился в Одессе (Украина). Оформлял спектакли в театрах Ленинграда (в т. ч. ТРАМ), иллюстрировал книги. В 1936–1987 гг. художник-постановщик киностудии «Ленфильм». Работал на картинах «Сильва» (1944), «Отцы и дети» (1958), «Крепостная актриса» (1963), «Старая, старая сказка» (1968), «Табачный капитан» (1972) и др. В блокаду, в 1942 г. эвакуировался на ст. Нерехта (Ярославская обл.), где отбывал ссылку его отец. Работая над фильмом «Не забудь, станция Луговая» (1965) в поисках натуры – железнодорожной станции – съемочная группа объездила, в т. ч. и Ленинградскую область. Съемки фильма «Любовь Яровая» (1970) проходили в Выборге, фильма «Сказка про влюбленного маляра» (1987), в т. ч., и в Гатчине. Скончался на даче в Грузино (СНТ «Ленфильм», Всеволожский р-н). Гуро Елена Генриховна Русская поэтесса, художница, книжный иллюстратор, разработала новые тории цвета в живописи. Родилась в Петербурге. Получила художественное образование. В 1905 г. дебютировал как художник, сделав иллюстриции к «Бабушкиным сказкам» Ж. Санд. В это же время состоялся и ее литерaтурный дебют (рассказ «Ранняя весна»). В 1908 г. вместе с мужем, М. В. Матюшиным, участвовала в «Выставке современных течений в искусстве», была одним из организаторов общества художников «Союз молодежи» (1909), входила в круг футуристов-будетлян (1908–1910). При жизни Е. Гуро вышли два сборника ее произведений – «Шарманка» (1909) и «Осенний сон» (1912), которые она сама иллюстрировала. Принимала участие в футуристических изданиях («Садок судей», «Трое»). Вместе с мужем ранней весной выезжали на дачу, которую супруги снимали несколько лет подряд на Карельском перешейке – в местечке Уусикиркко (ныне пос. Поляны, Выборгский р-н). Посещала Райволу (ныне Рощино, Выборгский р-н). Здешняя природа служила для Е. Гуро ист... Лансере Евгений Евгеньевич Живописец и график, крупный деятель культуры модерна, иллюстратор, также работал как сценограф. Родился в Павловске (ныне в черте г. Санкт-Петербурга). Сын скульптора Е. Лансере, брат З. Серебряковой и архитектора Н. Лансере. Член объединения «Мир искусства». Один из создателей «Старинного театра». В 1911-1915 гг. заведующий художественной частью на Императорском фарфоровом заводе, покинул его в июне 1917 г. С 1913 г. академик Императорской Академии художеств. После революции жил в Грузии, в 1934 г. переехал в Москву. Занимался монументальной живописью. В частности, расписывал Казанский, Ярославский и Курский вокзалы в Москве. Оказывал материальную поддержку политзаключенным Шлиссельбургской крепости (Кировский р-н). Митрохин Дмитрий Исидорович Русский художник, мастер станковой и книжной графики, иллюстратор, гравер. Родился в Ейске (Краснодарский край). С начала 1910-х гг. работал в сфере книжного оформления, позднее обращался к различным графически техникам – ксилографии, литографии, гравюрам, станковому рисунку и акварели. С 1908 г. сотрудничал в журналами «Сатирикон» и «Аполлон», а также в издательствах («Красная новь», «Academia», Госиздат, Гослитиздат, Детгиз и др.). Один из инициаторов создания Общества любителей художественной книги (1922). Член многих художественных объединений, в т. ч. «Мир искусства». В 1919–1930 гг. преподавал в Высшем институте фотографии и фототехники и Высшем художественно-техническом институте, профессор. Автор множества книжных иллюстраций, огромного цикла миниатюр в жанре камерного натюрморта. Владелец дачи в Сиверской (Гатчинский р-н). Михнов-Войтенко Евгений Григорьевич Российский художник, график, принадлежавший к «неофициальному» искусству, один из важнейших русских абстрактных экспрессионистов. Родился в Херсоне (Украина). В 1941 г. был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Семипалатинск. В 1954 г. поступил на постановочный факультет Театрального института, учился на курсе Н. П. Акимова. Оформлял книги Козинцева и Г. А. Товстоногова. После окончания Театрального института поступил на работу в Ленинградский комбинат живописно-оформительского искусства в качестве художника-оформителя. Занимается оформляет Дома культуры, создает панно и витражи, настенные росписи, в т. ч. и для кафетерия вскоре вошедшего в историю как «Сайгон». В 1972 г. с июня по октябрь снимал дом в дер. Пчева (Киришский р-н), в 1974 г. - под Лугой. В 1985-1987 г. работал над оформлением Дома культуры в пос. Горбунки (Ломоносовский р-н). В 1989 г. выставка художника проходила в галереи Областного центра культуры. Работы художника находятся в собраниях Эрмитажа, Третьяковской г... Пастернак Леонид Осипович Российский художник, график, педагог. Мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Отец поэта Б. Пастернака. Родился в Одессе. Участник выставок передвижников, член объединения «Мир искусства» (1901–1903), «Союза русских художников (1903–1918, член-учредитель). Был так¬же ху¬дожественным ре¬дак¬то¬ром журнала «Ар¬тист» (1889–1894). В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, оказавшим не него сильное влияние. В результате родилась серия портретов великого писателя, кроме того, стал одним из лучших иллюстраторов романов «Война и мир» и «Воскресение». Написал огромное множество портретов великих и знаменитых современников (Рубинштейн, Скрябин, Гершензон, М. Горький, Мечников, Эйнштейн и др.). Преподавал в Училище изящных искусств, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1921 г. уехал с семьей в Берлин. Автор картин: «К родным», «Портрет неизвестной», «В ложе театра», «Портрет М. Горького», «Уроки музыки», «Торжественная встреча императрицы Елизаветы Петровны с графом А. Ра... Солнцев Федор Григорьевич Русский художник, иконописец, график, иллюстратор, профессор Академии художеств. Основатель русской археологической живописи, руководитель знаменитого издания «Древности Российского государства». Родился в с. Верхне-Никульское (ныне Ярославская обл.). Создал живописную энциклопедию русской средневековой и народной жизни в ее вещественных памятниках. Способствовал развитию иконописания и прикладного церковного искусства, сочиняя образцы «в старинном русском стиле» для художников, мебельщиков, золотых дел мастеров и др. По рисункам Солнцева восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены залы Императорского Кремлевского Дворца. Ему принадлежит честь открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Принимал участие в строительстве и оформлении собора святого Павла в Гатчине. Посетил Тихвин для срисовывания старинных одеяний, оружия, церковной и царской утвари, конской сбруи и прочих древних предметов. Лето 1832 г. художник п... Соня Делоне Художница-абстракционистка, крупнейший деятель арт-деко. Настоящие имя и фамилия Сара Эльевна Штерн. Родилась в Одессе. С 1892 г. воспитывалась в богатой семье дяди – предпринимателя в Петербурге. На его средства училась живописи в Германии и Париже, часто путешествовала, выучила несколько языков. Семья имела собственную дачу в Уусикиркко (ныне Поляны Выборгского р-на) и арендованную дачу в Райволе (ныне Рощино Выборгского р-на). Последний раз посетила места отдыха перед окончательным отъездом за границу в 1908 г. Жила в Париже, в 1910 г. вышла замуж за художника Р. Делоне. Создавала иллюстрации к книгам кубистов. В 1914-1920 гг. жили в Испании и Португалии, где восстановила сгоревшие декорации к балету Л. Бакста. В 1920 г. открыла модное ателье в Париже, её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Разработала узоры для тканей и театральных костюмов, работала также над скульптурой, керамикой и в технике акварели. Вместе со своим мужем участвовала в о... Ушин Николай Алексеевич Театральный художник и книжный график. Учился в Академии художеств (1923–1928). В 1920–1930-е гг. создавал оформление к театральным постановкам. Сотрудник «Издательства П. П. Сойкина», «Красной газеты», «Гослитиздат», журнала «Мир приключений». Работая в издательстве «Academia» оформил восьмитомник «Сказки 1001 ночи», получив за эту работу Золотую медаль Парижской выставки 1937 г., другой известной работой стало оформление книга «Путешествия Лемюэля Гулливера». Создавал экслибрисы и литографии. Работы художника находятся во многих музеях Санкт-Петербурга. Вместе с братом-художником А. Ушиным в период НЭПа приезжал отдыхать в Вырицу. Дружил с известным певцом Н. К. Печковским и неоднократно гостил на его даче в Карташевской (Гатчинский р-н). Филонов Павел Николаевич Русский художник, иллюстратор, педагог, один из лидеров русского авангарда, основоположник «аналитического» метода. Автор символико-философских картин, портретов. Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских, частной мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского, был вольнослушателем в школе при Академии художеств. Один из инициаторов создания «Союз молодежи» (1910), участвовал в выставках. Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» (1914). Совместно с И. С. Школьником оформил постановку трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914–1915 гг. опубликовал поэму «Пропевень о проросли мировой» с собственными иллюстрациями. Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925–1941). В 1932–1933 г. руководил работой учеников МАИ над иллюстрациями к изданию «Калевалы». Создал картины: «Мужчина и женщина», «Германская... Чехонин Сергей Васильевич Художник, график, проявил себя в книжной и журнальной графике, росписях по фарфору и эмали, декоратор. Родился на ст. Валдайка (ныне ст. Лыкошино Тверской обл.). Занимался в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств в Петербурге. Работал в 1907-1914 гг. в керамической мастерской П. Ваулина в Кикерино (Волосовский р-н). После Октябрьской революции занимался общественной деятельностью, участвовал в оформлении уличных празднеств. Служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде-Ленинграде (1918–1923 и 1925– 1927). Автор обложки первого еженедельного иллюстрированного журнала о кино «Кинонеделя». В 1923 г. оформил книгу «Музей революции», включая часть, посвященную Шлиссельбургской крепости (Кировский р-н). Раздел включал зарисовки камер и казематов тюрьмы, портреты заключенных. В 1928 г. эмигрировал. В Париже работал для Национальной фарфоровой мануфактуры в Севре (Франция).