Чарушин Никита Евгеньевич
Российский художник-график, иллюстратор, член-корреспондент Академии художеств (1995), заслуженный художник РСФСР (1984). Родился в Ленинграде. Сын писателя и художника Е. Чарушина. Был героем большинства рассказов отца. В 1960 г. окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Как книжный график работал в издательствах «Детская литература» и «Малыш», в журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Нева». Рассказы В. Бианки, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, Р. Киплинга и др. с его иллюстрациями удостаивались дипломов на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах.
Учась в Ленинградской средней художественной школе, ездил вместе с группой в с. Семеновка на р. Тосна (Тосненский р-н).
В 1972 г. вместе с отцом посещал Шлиссельбургскую городскую библиотеку (Кировский р-н), в дальнейшем часто приезжал сюда в день его памяти.
Авилов Михаил Иванович
Русский живописец-баталист, народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР, педагог. Родился в Санкт-Петербурге. Участник Первой мировой войны (1914–1917); публиковал в журналах военные зарисовки. С 1923 г. член Ассоциации художников революционной России. Работал преимущественно в батальном жанре, мастер исторический полотен: «Сибирские партизаны» (1926), «Разоружение частей колчаковской армии» (1926), «Прорыв польского фронта Первой конной армией» (1928), «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) и др., также работал с издательствами, театрами, в книжной графике, автор многих плакатов времен 1920-х гг., преподавал в различных художественных школах. Принимал участие в выставках.
В 1930-е гг. жил на даче Союза художников в Мариенбурге (ныне г. Гатчина). В июне 1941 г. отдыхал на даче в Рождествено (Гатчинский р-н).
В 940 г. посетил Выборг.
Агушев Александр Дмитриевич
Хирург и художник, почетный гражданин Выборга. Родился в с. Протасово (Мордовия). В 1927 г. закончил Ленинградский медицинский институт.
В 1941 г. призван в армию, госпиталь № 1361, в котором он служил начальником, был эвакуирован в Гатчину. После того как лазарет был переведен в Сокол (Вологодской обл.), подал рапорт и был переведен в Ленинград. Стал ведущим хирургом 111 Медсанбата 10-й стрелковой дивизии в составе 8-й Ударной армии. Весь период обороны Ленинграда работал на самых опасных участках на Ораниенбаумском плацдарме и в районе Невской Дубровки. К середине 1942 г. на счету хирурга было более 3000 операций.
В июне 1944-го принимал участие в Выборгской наступательной операции в составе 30-го Гвардейского стрелкового корпуса. Майор медицинской службы был награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги».
С 1946 г. начальник хирургического отделения выборгского госпиталя, и занимал...
Акимов Николай Павлович
Крупный советский театральный режиссер и педагог. Известен также как театральный художник, портретист и книжный график. Родился в Харькове. Учился в различных художественных студиях. Работал как декоратор и художник театра и кино (в т. ч. на картинах «Кащей Бессмертный» (1944) и «Золушка» (1947)). В 1935–1949 и 1956–1968 гг. возглавлял Ленинградский театр комедии, ныне носящий его имя. Художник и декоратор
Посещал актрису Т. Сукову на даче в Токсово (Всеволожский р-н).
По одной из версий автор плаката «Волховстрой, даешь ток!».p>
Летом 1935 г. предполагал жить с семьей на даче в Луге, в 1938 г. режиссер Н. Петров предложил ему участвовать в путешествии на лодках по области.
Руководил эвакуацией театра в блокаду. В середину декабря 1941 г. труппа была вывезена на самолете через Ладогу на Большую землю. В полете состоялся воздушный бой с фашистским самолетом. В 1945 г. реэвакуировались.
Зимой 1967 г. проживал в санатории Обкома КПСС на ст. Мельничный Ручей (г. Всеволожск).
Алексеев Александр Александрович
Русско–французский художник–график, книжный иллюстратор, аниматор. Изобретатель игольчатого экрана. Родился в г. Казань. В 1912–1917 гг. учился в Первом кадетском морском корпусе в Петербурге. В 1921 г. обосновался в Париже, став учеником и помощником С. Судейкина.
Среди значительных графических работ Алексеева–иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1950), «Сказкам» Э. Т. А. Гофмана (1960), «Искушению Запада» А. Мальро (1979). В общей сложности с иллюстрациями вышло около пятидесяти книг. Особое место в его творческом наследии занимает цикл иллюстраций к «Анне Карениной» Л. Н. Толстой, выполненный в 1951–1957 гг. Это издание было выпущено в Париже в 1997 г. тиражом 20 экз. в виде папки эстампов.
Вместе с семьей с 1908 г. вплоть до начала войны 1914 г. проживал в Гатчине. В своих воспоминаниях описал гатчинскую квартиру,дом,двор.
Антокольский Марк Матвеевич
Русский скульптор, академик (1871), профессор скульптуры (1880). Родился в Вильно (ныне г. Вильнюс, Литва). Принимал активное участие в выставках Товарищества передвижников. Известен как автор исторических портретов в скульптуре. Все его работы отличает реалистичность манеры исполнения и глубокий внутренний психологизм – «Иван Грозный» (1875), «Петр I» (1872), «Мефистофель» (1883), «Ярослав Мудрый» (1889), «Нестор-летописец» (1890), «Ермак» (1891) и др. М. М. Антокольский много писал, известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность», в «Вестнике Европы».
В 1887 г. работал над портретом императрицы Марии Федоровны в Гатчине. Часто приезжал в Сиверскую (ныне Гатчинский р-н) на дачу И. Н. Крамского, с которым поддерживал дружеские отношения.
В 1957 г. в Шлиссельбурге (Кировский р-н) был установлен памятник Петру I. Для памятника была использована модель, выполненная М. М. Антокольским в 1872 г.
Арефьев Александр Дмитриевич
Русский художник, живописец, график. Родился в Ленинграде. В 1941 г., после начала войны, до объявления блокады, был вывезен матерью к родным в Новгородскую область. Вернувшись, в 1944 г. поступил в Среднюю художественную школу при Академии Художеств. В конце 1960-х гг. становится лидером небольшой группы художников, получившей позднее название «арефьевский круг», в которую входили В. Шагин, Р. Васми, Ш. Шварц. Несколько раз был в заключении. В 1974–1975 гг. принимал участие в подготовке выставок художников-нонконформистов в ДК им. Газа и в ДК «Невский».
Создал сотни работ на темы ленинградского быта – городские пейзажи, жанровые сцены, мосты, дворы и глухие брандмауэры. Нередко отображал неприглядные и жестокие стороны жизни общества. Его интересовала жизнь ленинградцев, переживших войну или приехавших в город после войны; жизнь в комнатах коммунальных квартир, люди, сидящие на скамейках в скверах.
В 1977 г. вместе с женой эмигрировал сначала в Австрию, затем во Францию.
Навещал...
Архипов Абрам Ефимович
Русский живописец, передвижник. Народный художник РСФСР с 1927 г., действительный член Академии художеств с 1916г. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1877—83 и 1886—88 гг. у В. Г. Перова и В. Д. Поленова, а затем в петербургской Академии художеств в 1884—86 гг. Член Товарищества передвижных художественных выставок с 1891 г., Союза русских художников с 1904 г. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в1894—1918 гг. Работы 1880-х гг. — жанровые сцены (главным образом из жизни крестьян). Картина «Прачки» — одна из лучших в творчестве художника по своим живописным качествам. В 1900—10-е гг. А. пишет в основном пейзажи русского Севера.
А. Е. Архипов неоднократно бывал в Хевроньино, Мятусово, Пидьме (Подпорожский р-н), где его привлекали красоты Присвирья.
Арцеулов Константин Константинович
Русский летчик, конструктор планеров, художник-иллюстратор. Внук И. Айвазовского. Родился в Ялте. Работал на авиационном заводе в Санкт-Петербурге, одновременно занимался планеризмом. В 1911 г. окончил авиационную школу «Первого Русского Товарищества Воздухоплавания» в Гатчине. В 1912 г. – инструктор в Севастопольском аэроклубе. Осенью 1914 г. получил направление на переподготовку в Гатчинскую авиашколу, поселился на Люцевской ул., 33. В 1915 г. сдал экзамен на военного летчика. В годы Первой Мировой войны совершил около 200 разведывательных полетов. В 1916 г. назначен начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей в Качинской авиашколе, где впервые в истории русской авиации намеренно ввел самолет в штопори вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения летчиков-истребителей. Разработал и построил 5 планеров собственной конструкции, среди них А-5. В 1927 г. перешел в гражданскую авиацию для выполнения сложных аэрофотосъемок. В 1...
Аршакуни Завен Петросович
Российский живописец, график, сценограф, член Санкт-Петербургского Союза художников. Родился в Ленинграде. В блокаду, после гибели родителей, был эвакуирован по Дороге жизни в июле 1942 г. вместе с детским домом № 55/61 в Костромскую обл. В 1946 г. вернулся в Ленинград.
Учился в Средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вместе с классом, в конце 1940-х гг., выезжали в с. Семеновка на р. Тосне (Любань, Тосненский р-н).
Член молодежного объединения Ленинградского отделения Союза художников России (1962, ЛОСХ), а в 1964 г. вступил в Союз художников России. Активно участвовал в художественных выставках, входил в состав группы художников «Одиннадцать», проповедующих отход от излишней строгости советской идеологии, они обратились к раскрепощенной живописной манере, к свободным лирическим пейзажам и натюрмортам.
Как член ЛОСХ, посещал Дом творчества организации в дер. Чернавино Волховского района. Вероятно, там написан...
Ауэр Григор
Финский художник – пейзажист и реставратор живописи карельского происхождения.
Родился в Питкерандо (ныне Питкяранта, Карелия). В 1897 г. по окончании трех классов народной школы, отправился в Санкт–Петербург, где ранее обосновался старший брат. Помогал брату в его магазине и учился в Рисовальной школе ОПХ (1898–1901). Писал в основном пейзажи маслом и акварелью. Часто выставлялся в Финляндии – на Весенних выставках Финляндского общества художников в Гельсингфорсе, выставках в Аббо (Турку), Таммерфорсе (Тампере) и Выборге. В 1908–1911 гг. работал хранителем в Эрмитаже. В 1919 г. стал членом Финляндского общества художников и возобновил участие в групповых выставках, в 1923 г. провел выставку в Выборге вместе с М. А. Федоровой, выставлялся в салоне Стриндберга в Хельсинки, устраивал выставки на своей вилле.
Летом художник отправлялся на Валаам – Ладога и цветы были его главными темами. Построил плавающую мастерскую, на которой передвигался по ладожским шхерам.
Баженов Василий Иванович
Российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, масон, представитель классицизма. Главный архитектор Адмиралтейства в Петербурге, в 1793-1799 гг. в Кронштадте.
С 1742 г. архитектор переехал в Петербург на постоянное место жительства и здесь работал при дворе Павла, будучи принят на службу в Адмиралтейскую коллегию, выполнял для него архитектурные проекты по перестройке Гатчины. Так, В. И. Баженов вместе с В. Ф. Бренной, принимал участие в реконструкции архитектурного ансамбля Гатчинского дворца. Под наблюдением В. И. Баженова шли работы в Чесменской и Греческой галереях и Мраморной столовой дворца. Последние годы Баженов жил в Гатчине.
Беггров Александр Карлович
Русский художник-маринист, один из крупнейших мастеров морского пейзажа второй половины XIX – начала ХХ в., академик (1899). Родился в Санкт-Петербурге. В живопись пришел в достаточно зрелом возрасте. В начале служил во флоте, участвовал в морских походах, кругосветных путешествиях. С 1870–1873 гг. в качестве вольнослушателя обучался в Академии художеств, в 1874 г. продолжил обучение во Франции. Регулярно участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок (в 1878 г. его член). Пишет виды Петербурга, гавани, военные суда. Был одним из учредителей Общества акварелистов.
В 1892 г. художник поселился в Гатчине,где купил дом № 33 на Александровской (ныне Урицкого) улице. В Гатчине стал центром внимания местной интеллигенции, принимал участие в деятельности музыкально-драматического кружка, оказывал помощь в организации художественных выставок с благотворительной деятельностью.
После смерти жены в 1903 г. А. К. Беггров продал свою усадьбу и поселился в квартире дома №...
Беггров Карл Петрович
Художник, литограф, график. Отец известного художника А. К. Беггрова. Родился в Риге (Латвия). Изображал виды, интерьеры дворцов, обращался к бытовому и портретному жанрам. Много работал как акварелист. Одним из первых в России начал заниматься литографией. В 1820–1830-х гг. выпустил ряд литографических альбомов: «Альбом литографий на 1820 год» (1820), «Народы, живущие между Каспийским и Черными морями» (1822), «Виды Петербурга и окрестностей» (1821–1826), «Торговцы разносчики» (1834). Создал литографированные портреты императоров Александра I и Николая I, Ф. Н. Глинки, А. Х. Востокова, И. А. Дмитревского. С 1825 г. состоял в должности литографа при Главном управлении путей сообщения и публичных заведений. В 1828 и 1834 гг. участвовал в создании декоративных росписей стен и потолков в Зимнем дворце. В 1831 г. признан «назначенным» в академики, в 1832 г. за «Вид Михайловского дворца» удостоен звания академика.
Выполнил ряд графических альбомов с видами Петербурга, альбом акварелей Вид...
Безпалова-Михалева Тамара Николаевна
Художница по фарфору. Родилась в Санкт-Петербурге. С 1931–1976 гг. работала на Ленинградском фарфоровом заводе. В 1954 г. исполняла обязанности главного художника ЛФЗ. Создала множество оригинальных композиций. Излюбленными мотивами её росписей стали сюжеты из русских сказок, а также растительный орнамент.
В 1930-е гг. оформляла центральный стенд Ленинградской области на ВДНХ, для которого совместно с художником А. Скворцовым написала двухметровую вазу, за что была награждена почетным дипломом.
С началом войны, выехала с маленькой дочерью в эвакуацию на ст. Чудово (Новгородская обл.), к родственникам. Из-за многочисленных вражеских налетов на станцию, вернулась в Ленинград.
В осажденном городе работала воспитателями в детских домах, в т. ч. в Областном, в котором находились, в основном, сироты из ближайших западных пригородов Ленинграда – Петергофа, Ораниенбаума и др.
С 1943 г. стала участвовать в выставках Союза художников, которым были организованы общественные огороды в Токс...
Бём Елизавета Меркурьевна
Русская художница, иллюстратор, силуэтист. Первая женщина в России, которая стала профессионально заниматься искусством. Родилась в Санкт-Петербурге. Известна своими грациозными полными юмора силуэтами, особенно сценами из детского мира. Создала целый ряд иллюстраций к произведениям И. С. Тургеневе, И. А. Крылова, В. М. Гаршина, Н. С. Лескова, а также иллюстрировала русские народные сказки, пословицы и поговорки. Самую большую известность принесли художнице открытки, которых она создала более 300.
В течение многих лет Е. М. Бём с семьей приезжала в Шапки (Тосненский р-н). Рисовала с крестьянских детей из дер. Шапки и окрестных деревень: Надино, Сиголово, Староселье и др.
Сотрудничала в Любанском издательстве видовых открыток общества попечения о бедных, возглавляемого А. В. Болотовым. Несколько работ Е. М. Бём были там изданы. Приезжала на свою дачу в Любань (Тосненский р-н).