Акимов Николай Павлович
Крупный театральный режиссер и педагог. Известен также как театральный художник, портретист и книжный график. Родился в Харькове. Учился в различных художественных студиях. Работал как декоратор и художник театра и кино (в т. ч. на картинах «Кащей Бессмертный» (1944) и «Золушка» (1947)). В 1935–1949 и 1956–1968 гг. возглавлял Ленинградский театр комедии, ныне носящий его имя. Художник и декоратор
Посещал актрису Т. Сукову на даче в Токсово (Всеволожский р-н).
По одной из версий автор плаката «Волховстрой, даешь ток!».
Художник-постановщик на кинокартине «Третья молодость» (1928; Сноповязалка), которую снимали в окрестностях дер. Затуленье, съемочная группа проживала в доме отдыха работников искусств "Каменка". Фильм не сохранился.
Летом 1935 г. предполагал жить с семьей на даче в Луге, в 1938 г. режиссер Н. Петров предложил ему участвовать в путешествии на лодках по области.
Руководил эвакуацией театра в блокаду. В середину декабря 1941 г. труппа была вывезена на самолете через...
Аршакуни Завен Петросович
Российский живописец, график, сценограф, член Санкт-Петербургского Союза художников. Родился в Ленинграде. В блокаду, после гибели родителей, был эвакуирован по Дороге жизни в июле 1942 г. вместе с детским домом № 55/61 в Костромскую обл. В 1946 г. вернулся в Ленинград.
Учился в Средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вместе с классом, в конце 1940-х гг., выезжали в с. Семеновка на р. Тосне (Любань, Тосненский р-н).
Член молодежного объединения Ленинградского отделения Союза художников России (1962, ЛОСХ), а в 1964 г. вступил в Союз художников России. Активно участвовал в художественных выставках, входил в состав группы художников «Одиннадцать», проповедующих отход от излишней строгости советской идеологии, они обратились к раскрепощенной живописной манере, к свободным лирическим пейзажам и натюрмортам.
Как член ЛОСХ, посещал Дом творчества организации в дер. Чернавино Волховского района. Вероятно, там написан...
Боровский Давид Львович
Знаменитый театральный художник, сценограф. Настоящая фамилия Боровский-Бродский. Родился в Одессе. Окончил художественную школу в Киеве и с 15 лет работал в театрах. В 1966 г. был приглашен в Москву. С 1967 г. в течение 30 лет работал в театре на Таганке, в сотрудничестве с Ю. Любимовым создал самые знаменитые спектакли – «Гамлет», "Мастер и Маргарита", "Дом на набережной", «А зори здесь тихие», «Живой». С 2002 г. был главным художником МХАТа им. А. Чехова. Также работал с другими известными режиссерами – А. Эфросом, В. Фокиным, Г. Волчек, И. Райхельгаузом.
В Малом драматическом театре (имевшем статус областного; Ленинград-Петербург) вместе с Л. Додиным участвовал в создании известных спектаклей – «Повелитель мух» (1986), «Молли Суини» (2000), «Дядя Ваня» (2003).
Его сын - А. Боровский-Бродский с 2017 г. является главным художник МДТ - Театра Европы.
Вускович Игорь Николаевич
График, один из самых известных художник театра и кино. Родился в Одессе (Украина). Оформлял спектакли в театрах Ленинграда (в т. ч. ТРАМ), иллюстрировал книги. В 1936–1987 гг. художник-постановщик киностудии «Ленфильм». Работал на картинах «Сильва» (1944), «Отцы и дети» (1958), «Крепостная актриса» (1963), «Старая, старая сказка» (1968), «Табачный капитан» (1972) и др.
В блокаду, в 1942 г. эвакуировался на ст. Нерехта (Ярославская обл.), где отбывал ссылку его отец.
Работая над фильмом «Не забудь, станция Луговая» (1965) в поисках натуры – железнодорожной станции – съемочная группа объездила, в т. ч. и Ленинградскую область.
Съемки фильма «Любовь Яровая» (1970) проходили в Выборге, фильма «Сказка про влюбленного маляра» (1987), в т. ч., и в Гатчине.
Скончался на даче в Грузино (СНТ «Ленфильм», Всеволожский р-н).
Головин Александр Яковлевич
Художник, мастер театрально-декоративного искусства, действительный член Академии художеств. Родился в Москве. Член обществ «Мир искусства», «Союз русских художников». Оформлял ряд жилых и выставочных интерьеров, а также фриз гостиницы «Метрополь» в Москве. Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова (с 1897), антрепризы С. П. Дягилева, театров Москвы и Петербурга, главный декоратор Императорских театров (1899–1917). Работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом (1908–1917), К. С. Станиславским и другими режиссерами. Один из реформаторов и крупнейших мастеров русского театрально-декорационного искусства.
В конце 1900-х – начале 1910-х гг. работал в художественно-керамических мастерских П. К. Ваулина в Кикерино (Волосовский район).
Летом 1912 г. проживал с семьей на даче в Волосово и работал над декорациями к спектаклю «Маскарад» в постановке В. Мейерхольда.
Автор эскизов декораций и костюмов для придворных постановок в Царском Селе (ныне г. Пушкин, в черте Санкт-Петербурга) и Гатчи...
Гонзаго Пьетро Готтардо
Итальянский художник-декоратор, архитектор, сценограф и теоретик искусства. Родился в Лонгароне (Италия). С 1779 г. занимался оформлением спектаклей в театрах Венеции, Милана, Рима, Пармы, Турина. В 1792 г. приглашен в Петербург. Был главным декоратором императорских театров (1792–1828), оформлял все наиболее значительные спектакли в столице и ее загородных дворцах – Гатчине, Павловске, Петергофе, Москве и Подмосковье. Занимался также оформлением придворных торжеств и церемоний, выполнял монументально-декоративные росписи (парковых павильонов и Большого дворца в Павловске, дворца князей Юсуповых на Фонтанке и др.). Внес огромный вклад в создание садово-парковых ансамблей знаменитых пригородов Петербурга (Павловск, Гатчина). Автор трактатов о театральной архитектуре и сценографии.
Был хорошо знаком с Л. Г. Николаи, неоднократно бывал у него в Монрепо (ныне Выборг). Принимал участие в создании парка Монрепо, работал над планом домика на Левкатийской скале.
Карпинский Игорь Михайлович
Художник, искусствовед. Родился в Выборге. Закончил Выборгское реальное училище (1918) и Рисовальную школу Р. Линдквиста (1920). Писал портреты, пейзажи, натюрморты. Участвовал в выставках Выборгского общества художников (1932). Провел персональные выставки в Выборге (1934, 1936). Многие его работы посвящены Карельскому перешейку. Преподавал рисование, черчение, а затем и гимнастику в Выборгском русском реальном лицее (1926–1939). Под его руководством здесь ставились и оформлялись спектакли («Ночь перед рождеством», «Майская ночь или утопленница» Н. В. Гоголя, «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина), рождественские елки. Как художник-декоратор участвовал в оформлении концертов, спектаклей, ставившихся в Выборгском городском театре совместно русскими и финскими самодеятельными артистами.
В 1930-е гг. проводил летние месяцы в Райволе (ныне пос. Рощино, Выборгский р-н), где работал в мастерской А. П. Блазнова.
В конце 1938 г. получил приглашение работать на киностудии SuomiFilm в Хельсин...
Коровин Константин Алексеевич
Русский живописец и театральный художник. Родился в Москве в купеческой семье. Окончил Московское училища живописи, ваяния и зодчества. В 1900–х гг. работал в театре, создавал эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. Участвовал в выставках художников разных направлений и объединений – передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников. С 1901 г. К. А. Коровин вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После Октябрьской революции в России, активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных, продолжил сотрудничать с театром. В 1923 г. поселился во Франции. Скончался в Париже.
Часто гостил в доме В. П. Лобачева – на Розовой даче в Сиверской (Гатчинский р-н, Церковная улица). В 1902 г., при остановке московского поезда в Любани (Тосненский р-н), в станционном буфете встречался с В. А. Серовым. Посетил у...
Лансере Евгений Евгеньевич
Живописец и график, крупный деятель культуры модерна, иллюстратор, также работал как сценограф. Родился в Павловске (ныне в черте г. Санкт-Петербурга). Сын скульптора Е. Лансере, брат З. Серебряковой и архитектора Н. Лансере. Член объединения «Мир искусства». Один из создателей «Старинного театра». В 1911-1915 гг. заведующий художественной частью на Императорском фарфоровом заводе, покинул его в июне 1917 г. С 1913 г. академик Императорской Академии художеств. После революции жил в Грузии, в 1934 г. переехал в Москву. Занимался монументальной живописью. В частности, расписывал Казанский, Ярославский и Курский вокзалы в Москве.
Оказывал материальную поддержку политзаключенным Шлиссельбургской крепости (Кировский р-н).
Рутковский Николай Христофорович
Советский живописец, монументалист, театральный художник и педагог. Родился в местечке Шенберг (ныне Скайсткалне, Латвия). После Октябрьской революции в 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию, служил в полку по охране путей сообщения. В 1922–1932 гг. работал как художник с Изокино, Изофото и др. организациями. Участник выставок с 1923, член Ленинградского Союза художников (1932). С 1936–1942 гг. – профессор, преподавал в Академии художеств. В 1930–1940-е гг. исполнил эскизы и декорации к нескольким операм и балетам.
В войну и блокаду оставался в Ленинграде. Участвовал в МПВО, создавал плакаты, по заказу Политуправления Ленинградского фронта. Автор картин «Подпольная почта в тылу у немцев», «Раненный партизан у крестьян в оккупированной деревне», «Эвакуация детей» (все 1942). Рисовал В. Смирнову – ленинградскую пионервожатую, вырастившую рекордный урожай капусты в Мельничном Ручье (Всеволожск). Также оформлял спектакли в блокадных театрах «Русские люди», «Фронт». Сотрудничал в...
Самохвалов Александр Николаевич
Художник, живописец и график, прикладник, монументалист, художник театра. Родился в г. Бежецк (Тверская обл.). В 1917 г. участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги. Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» – «Кондукторша» (1928); «Девушка с ядром» (1933), «Девушка в футболке» (1932). В 1948—1951 годах преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.
Участвовал в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926; Волховский р-н), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись. В Старой Ладоге написал пейзаж «Ладога» и сделал эскиз для будущей картины «Семья рыбака». В картине «Щебенщики» образы персонажей соединили в себе обширный багаж впечатлений, собранный во время пребывания художника в Старой Ладоге и деревне Наволок (Волховский р-н).
Летом 1928 г. про...
Соня Делоне
Художница-абстракционистка, крупнейший деятель арт-деко. Настоящие имя и фамилия Сара Эльевна Штерн. Родилась в Одессе. С 1892 г. воспитывалась в богатой семье дяди – предпринимателя в Петербурге. На его средства училась живописи в Германии и Париже, часто путешествовала, выучила несколько языков.
Семья имела собственную дачу в Уусикиркко (ныне Поляны Выборгского р-на) и арендованную дачу в Райволе (ныне Рощино Выборгского р-на). Последний раз посетила места отдыха перед окончательным отъездом за границу в 1908 г.
Жила в Париже, в 1910 г. вышла замуж за художника Р. Делоне. Создавала иллюстрации к книгам кубистов. В 1914-1920 гг. жили в Испании и Португалии, где восстановила сгоревшие декорации к балету Л. Бакста. В 1920 г. открыла модное ателье в Париже, её находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Разработала узоры для тканей и театральных костюмов, работала также над скульптурой, керамикой и в технике акварели. Вместе со своим мужем участвовала в о...
Ушин Николай Алексеевич
Театральный художник и книжный график. Учился в Академии художеств (1923–1928). В 1920–1930-е гг. создавал оформление к театральным постановкам. Сотрудник «Издательства П. П. Сойкина», «Красной газеты», «Гослитиздат», журнала «Мир приключений». Работая в издательстве «Academia» оформил восьмитомник «Сказки 1001 ночи», получив за эту работу Золотую медаль Парижской выставки 1937 г., другой известной работой стало оформление книга «Путешествия Лемюэля Гулливера». Создавал экслибрисы и литографии. Работы художника находятся во многих музеях Санкт-Петербурга.
Вместе с братом-художником А. Ушиным в период НЭПа приезжал отдыхать в Вырицу.
Дружил с известным певцом Н. К. Печковским и неоднократно гостил на его даче в Карташевской (Гатчинский р-н).
Чехонин Сергей Васильевич
Художник, график, проявил себя в книжной и журнальной графике, росписях по фарфору и эмали, декоратор. Родился на ст. Валдайка (ныне ст. Лыкошино Тверской обл.). Занимался в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств в Петербурге.
Работал в 1907-1914 гг. в керамической мастерской П. Ваулина в Кикерино (Волосовский р-н).
После Октябрьской революции занимался общественной деятельностью, участвовал в оформлении уличных празднеств. Служил художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде-Ленинграде (1918–1923 и 1925– 1927). Автор обложки первого еженедельного иллюстрированного журнала о кино «Кинонеделя».
В 1923 г. оформил книгу «Музей революции», включая часть, посвященную Шлиссельбургской крепости (Кировский р-н). Раздел включал зарисовки камер и казематов тюрьмы, портреты заключенных.
В 1928 г. эмигрировал. В Париже работал для Национальной фарфоровой мануфактуры в Севре (Франция).
Шмаров Павел Дмитриевич
Художник. Родился в Воронеже. Настоящая фамилия Шмыров. В 1894 г. поступил вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств, учился в мастерской И. Е. Репина. В 1900–1904 гг. побывал в Вене, Риме, Флоренции, Венеции и Мюнхене, Париже. По возвращении жил в Санкт-Петербурге – писал портреты императорской семьи и столичной знати. Создавал крупноформатные жанровые и батальные картины, символистские декоративные панно с обнаженными фигурами, оформлял спектакли для театров «Луна-парк» и «Кривое зеркало», занимался книжной графикой, рисовал для журналов и газет. В 1915 и 1916 гг. выезжал на фронт; по заказу М. А. Суворина исполнил 30 рисунков на тему войны. В конце 1916 г. приехал в Воронеж в связи со смертью матери. После революции вернулся в Петроград.
Некоторое время провел в Кякисалми (ныне Приозерск) у приятельницы Ксении Шустровой. Перед отъездом за границу оставил у нее свои работы.
В начале 1923 г. эмигрировал. Около двух лет провел в Риме, где исполнил портреты членов итальянс...
Щеглов Михаил Савельевич
Художник-постановщик, принимал участие в создании более 100 спектаклей и 19 фильмов. Родился в Ленинграде. В блокаду его мать была арестована, его воспитывал тетя, остался с жестокой тетей, обморозил ноги, пришлось ампутировать стопы.
С помощью дяди был эвакуирован через Ладожское озеро по Дороге жизни в Куйбышев (ныне Самара).
Учился в Средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Вместе с классом, в конце 1940-х гг., выезжали в с. Семеновка на р. Тосне (Любань, Тосненский р-н). Здесь ночевали в стогу, пекли капусту на костре.
В марте 1953 г. выехал вместе с другом на крыше вагона из Ленинграда в Москву на похороны И. Сталина.
Учась в театрально-декорационной мастерской Всероссийской академии художеств, проходил летнюю практику в деревне под Лугой. Писал там этюды и натюрморты.
В начале 1970-х был главным художником Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета. В дальнейшем трудился...