Калатозов Михаил Константинович
Кинорежиссер, кинооператор и сценарист. Настоящая фамилия Калатозишвили. Родился в Тбилиси (Грузия). Постановщик знаменитой картины «Летят журавли» (1969). С 1923 г. работал в тресте АО «Госкинпром Грузии». С 1932 г. в Ленинграде. Окончил Государственную академию искусствознания в 1937 г. и был зачислен режиссером на киностудию «Ленфильм».
В 1939 г. поставил фильм о летчиках «Мужество». Приезжал вместе со съемочной группой в части действующей армии и флота Ленинградского Военного округа во время советско-финской войны.
В 1941 г. выпустил картину «Валерий Чкалов». В начале Великой Отечественной войны вместе с С. Герасимовым поставил военную драму о ленинградской блокаде «Непобедимые». Съемки были начаты еще в Ленинграде, а завершены в 1942 г. в эвакуации в Алма-Ате.Режиссер эвакуировался в ноябре 1941 г.
С 1943–1948 гг. на административной работе. В 1954 г. сняты имевшие успех «Верные друзья».
Кауфман Михаил Абрамович
Российский режиссер, оператор документального и научно-популярного кино. Один из основоположников советского документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Родился в Белостоке (ныне Польше). Брат и ближайший сподвижник кинорежиссера Д. Вертова. Вместе с ним снимал фильмы «Киноглаз», «Человек с киноаппаратом». Автор, режиссер и оператор фильмов «Москва», «Весной» и др. С 1941 г. работал режиссером Московской киностудии научно-популярных фильмов. Постановщик фильмов: «Так было – так будет», «История одной линии», «Рассказ о Гало», «В Третьяковской галерее», «Игорь Грабарь» и др.
В июне 1926 г. съемки Д. Вертова «Одиннадцатый» о гидроэнергетике проходили в очень сложных условиях, в том числе, и на Волховской ГЭС. Кадр, снятый из подвесной люльки канатной дороги над водяным обвалом у плотины был совмещен с изображением Ленина и стал одним из самых знаменитых в истории советской кинохроники.
Кноке-Ноок Герберт Рудольфович
Кинооператор, фотограф. Родился в Юрьеве (ныне Тарту, Эстония). Латыш. Окончил Ленинградский фотокинотехникум. Работал на фабрике Госкино, заочно учился в Институте связи.
Был оператор документального фильма «Мурманская железная дорога и ее работа», где были сняты железнодорожные станции Лодейное Поле и Оять (Лодейнопольский р-н), агробазы «Зеленец», «Ильич» (Волховский р-н, 1925–1926).
В 1929 г. из-за болезни лёгких переехал в пос. Дубровка (Всеволожский р-н). Работал заведующим радиоузлом Дубровского комбината. С детства владел немецким языком, и во время работы на Комбинате специалистов немецкой фирмы его использовали как переводчика. Это послужило поводом обвинить его в шпионаже в пользу Германии. Был арестован в феврале 1938 г. и расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1957 г.
Розовский Эдуард Александрович
Кинооператор. Родился в Ленинграде.
В блокаду был эвакуирован в Татарстан вместе с детьми ленинградских журналистов, так как мать работала в Доме журналистов.
В 1950 г. окончил операторский факультет ВГИКа, работал оператором на студии "Леннаучфильм", с 1955 г. - оператор-постановщик киностудии "Ленфильм". Снял около 80 фильмов. Среди них: «Дон Кихот», «Человек-амфибия», «Благочестивая Марта», «Сильва», «Без семьи». Педагог, профессор, заведующий кафедры операторского искусства СПБГУКиТ.
Эпизоды фильма «Домой» (1960) снимал в Луге и Лужском районе, «Начальника Чукотки» (1966) – в Сланцах, «Белое солнце пустыни» (1969) были сняты в Мистолово (Всеволожский р-н) и под Лугой, «Сказка про влюблённого маляра» (1987) - в Гатчине, «Дон Сезар де Базан» (1989) – в Ивангороде (Кингисеппский р-н).
Имел дачу в Грузино (Всеволожский р-н), дом построил своими руками.
Погиб в автомобильной аварии - ехал на своей машине из Санкт-Петербурга на дачу. На 15 км. Приозерского шоссе умер от сердечног...
Тиссэ Эдуард Казимирович
Кинооператор. Один из основоположников отечественного операторского искусства. Родился в Либаве (ныне Лиепая, Латвия). Настоящая фамилия Николайтис. В кино с 1915 г., снимал хронику Первой мировой войны. В 1916–1918 гг. военный корреспондент, в 1919–1923 гг. работал во Всероссийском фотокиноотделе, делал репортажи о событиях Гражданской войны, создавал документальные и научно-популярные фильмы. Был оператором фильмов режиссера С. Эйзенштейна («Стачка», «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» и др.). С 1921 г. преподавал во ВГИКе (с 1943 г. – профессор).
Для кинокартины «Октябрь» (1927) снимал натуру в Гатчине.
Учитель Ефим Юльевич
Оператор и режиссёр документального кино. Отец известного режиссера А. Учителя.
С 1930 по 1935 гг. учился на операторском факультете Ленинградского института кинематографии. С 1935 г. работал ассистентом оператора, с 1937 г. до кончины — оператор и режиссёр киностудии Ленкинохроника-ЛСДФ. В 1940 г. с другими операторами снял фильм «Линия Маннергейма». При его создании посетил Выборг и Выборгский район.
В годы Великой Отечественной войны — фронтовой оператор (снимал героическую оборону Ленинграда). Съемки Ефима Учителя вошли в фильмы «Берлин» и «Парад Победы» (1945) и др. В 1942 г. как режиссёр-постановщик снял фильм «Ленинград в борьбе» - в частности, сюжет "В районе Мги"; тему Ленинграда продолжил в фильме «Прорыв блокады Ленинграда» (1944) - снимал освобождение Волосово, «Ленинград» (1947, с Р. Карменом), «Подвиг Ленинграда» (1959), «Встреча с Ленинградом» (1970), «Ленинград. Годы и свершения» (1974), «Ленинград — город-герой» (1975). Фильмы "Ленинград в борьбе" и "Лагерь смерти К...