Аранович Семен Давидович
Кинорежиссёр. Родился в Хмельницкой обл. (Украина). Окончил Военно-морское минно-торпедное авиационное училище, служил штурманов транспортной авиации ВВС Северного флота. По состоянию здоровья оставил военную службу и поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который окончил в 1965. В 1964-1970 гг. работал на Ленинградской студии документальных фильмов и на «Леннаучфильме». В 1966 г. был одним из тех, кто снял похороны А. Ахматовой. С 1971 г. ставил художественные фильмы на «Ленфильме».
Самой знаменитой картиной режиссера стали «Торпедоносцы» (1983). Одна из сцен была снята в Доме офицеров флота и матроском клубе г. Выборга.
Эпизод потасовки революционера на парусном кораблике из фильма «Сломанная подкова» (1973) проходил в Приморске (Выборгский р-н).
Известными стали также картины «Летняя поездка к морю» (1978), «Противостояние» (1983), «Год собаки» (1994). В конце 80-х режиссер вернулся в документальное кино.
Арцеулов Константин Константинович
Русский летчик, конструктор планеров, художник-иллюстратор. Внук И. Айвазовского. Родился в Ялте. Работал на авиационном заводе в Санкт-Петербурге, одновременно занимался планеризмом. В 1911 г. окончил авиационную школу «Первого Русского Товарищества Воздухоплавания» в Гатчине. В 1912 г. – инструктор в Севастопольском аэроклубе. Осенью 1914 г. получил направление на переподготовку в Гатчинскую авиашколу, поселился на Люцевской ул., 33. В 1915 г. сдал экзамен на военного летчика. В годы Первой Мировой войны совершил около 200 разведывательных полетов. В 1916 г. назначен начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей в Качинской авиашколе, где впервые в истории русской авиации намеренно ввел самолет в штопори вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения летчиков-истребителей. Разработал и построил 5 планеров собственной конструкции, среди них А-5. В 1927 г. перешел в гражданскую авиацию для выполнения сложных аэрофотосъемок. В 1...
Гагарин Юрий Алексеевич
Советский летчик-космонавт, полковник, Герой Советского Союза. Родился в дер. Клушино (Смоленская обл.). Первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космос (1961). Командир отряда космонавтов (1961). Заместитель начальника Центра подготовки космонавтов по лётно-космической подготовке (1963).
Летом 1955 г. неоднократно бывал в гостях у ленинградского знакомого в Суйде (Гатчинский р-н). В это время он проходил производственную практику на ленинградском заводе «Вулкан», являясь студентом Саратовского индустриального техникума.
В 1960-е гг. часто приезжал в Лесоохотничье хозяйство в пос. Запорожское (Приозерский р-н). Охотился на Раковых озерах (Выборгский р-н), намеревался передать их в ведение Военохоты.
В июне 1961 г. проездом в Финляндию останавливался в Выборге. По этому случаю на привокзальной площади был организован митинг. Впоследствии в честь Ю. Гагарина была переименована Трамвайная улица. Также его имя носит Детский оздоровительный лагерь в пос. Рощино (Выборгск...
Голанчикова Любовь Александровна
Русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов, первая женщина пилот-испытатель. Родилась в Петербурге. До начала карьеры лётчика - актриса, известная под псевдонимом Молли Море.
В 1911 году проходила обучение в лётной школе «Гамаюн» в Гатчине (открытой Первым Российским товариществом воздухоплавателей), где получает диплом пилота-авиатора. Автор рекордов высоты полетов для женщин. Во время первой Мировой войны занималась испытанием новых моделей самолетов. После Гражданской войны в эмиграции.
Ефимов Михаил Никифорович
Первый российский авиатор, механик, известный спортсмен начала XX века. Родился в дер. Дуброва (ныне дер. Аполье, Смоленская обл.). Занимался велосипедным, мотоциклетным и авиационным спортом. Окончил летную школу Фармана во Франции (1910). В 1910 г. на соревнованиях в Ницце и Петербурге установил ряд авиационных мировых рекордов и был назначен летчиком-инструктором в военно-авиационную школу в Севастополе (Кача). Подготовил много русских военных летчиков, занимался испытанием новых самолетов. В 1910–1911 гг. впервые осуществил крутые виражи, пикирование и планирование с выключенным двигателем. В 1912 г. изобрел приспособление для запуска двигателя пилотом без посторонней помощи. Участвовал в Первой мировой войне летчиком-истребителем. После Октябрьской революции работал в Казанской летной школе.
Бывал в Гатчине, здесь впервые совершил ночной полет с прожектором. В 2005 г. М. Н. Ефимову в Гатчине был установлен памятник.
Калитин Николай Николаевич
Физик, метеоролог, основатель советской актинометрии, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Родился в дер. Сырковицы (Волосовский р-н) в семье сельского учителя. Начальное образование он получил от отца дома, среднее — в Царскосельской гимназии, которую окончил в 1904 г. С 1911 г. работал в Главной физической обсерватории, где затем руководил отделом актинометрии и атмосферной оптики. Учился в г. Павловске а затем там и работал до 1941 г.
В начале Первой Мировой войны он был призван на военную службу и назначен преподавателем в Гатчинскую авиационную школу. Обучая курсантов метеорологии, аэрологии и аэронавигации, Калитин сам учился летному делу. Получив звание пилота, он летал на самолетах, свободных аэростатах и дирижаблях, состоя на службе в Высшей военной воздухоплавательной школе.
В блокаду был эвакуирован из Ленинграда в Свердловск. После войны неоднократно посещал строящееся здание Института актинометрии возле Главной геофизической обсерватории в Воейково (Всеволожский р...
Кампо-Сципио Михал
Граф, польский летчик, «пионер» польской и российской авиации, инженер-металлург. Изучал металлургию в Санкт-Петербургском политехническом институте им. Петра Великого.
В июле 1911 г. участвовал в первом перелете Москва-Санкт-Петербург. Вынужденно сел вблизи ст. Оредеж (Лужский р-н). Специалистов починить бензопак не нашлось, и моноплан был отправлен в Санкт-Петербург по железной дороге. Вторично Кампо-Сципио стартовал на Комендантском аэродроме 12 июля, взяв курс на Тосно, но забарахлил мотор и Кампо-Сципио был вынужден сесть возле ст. Ушаки (Тосненский р-н). Затем летчик приземлился в Чудово. Пилот за пять суток преодолел 260 км, но ему пришлось прекратить перелет.
Леганье Жорж Селистин
Французский летчик. Работал механиком. Окончил авиационную школу и выступал с демонстрационными полетами по разным странам.
В 1909 г. был приглашен Императорским Всероссийским аэроклубом совершить в Гатчине первый показательный полет аэроплана, который состоялся на гатчинском военном поле Кирасирского полка.
Леонов Алексей Архипович
Российский летчик-космонавт, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Соза (1965, 1975). Родился в с. Листвянка (Кемеровская обл.). С 1957 г. служил летчиком в частях ВВС. С 1960 г. в отряде космонавтов. Совершил два космических полета (1965, 1975). В ходе первого полета Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос, в ходе второго – была впервые выполнена стыковка кораблей – советского «Союз-19» и американского «Аполлона». В 1967–1970 гг. возглавлял группу космонавтов, готовившихся к полету на Луну. В 1970–1991 гг. – заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. А. Леонов стал известным художником в жанре «Космос и космическая фантастика», он имел персональные выставки, его картины экспонировались в музеях, на их основе печатали марки.
Приезжал в 1960-е гг. в Лесоохотничье хозяйство в пос. Запорожское (Приозерский р-н).
В 1984 г. посетил Сосновый Бор и учебный Центр Военно-Морского флота.
В сентябре 1985 г. в пос. Первомайское Выборгского рай...
Нагурский Ян (Иван) Иосифович
Польско-русский морской лётчик, гидроавиатор, первый в мире полярный лётчик. Родился в г. Влоцлавек (Польша). Учился в Высшем морском инженерном училище, прошёл курс обучения в Императорском Всероссийском аэроклубе. В 1913 г. окончил Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу, получил звание военного летчика. Одновременно с авиационной подготовкой успешно защитил диплом морского инженера и был назначен в Главное Гидрографическое Управление. В 1914 г. в поисках русских арктических экспедиций Г. Я. Седова, Г. Д. Брусилова, В. А. Русанова совершил 5 полетов на гидросамолете вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа. Участник Первой мировой войны. Командовал авиационным отрядом, авиационным дивизионом Балтийского флота. Впервые в мире выполнил мёртвую петлю на гидросамолёте. Награжден пятью российскими орденами. В 1919 г. возвратился в Польшу.
Нестеров Петр Николаевич
Русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.
С осени 1911 по ноябрь 1912 учился в Гатчинской летной школе. В мае 1914 опустился на гатчинское военное поле на самолете «Ньюпор», совершив беспосадочный перелет из Киева. Его имя в Гатчине носит улица, бывшая Оранжерейная. В музее усадьбе П. Е. Щербова имеются подлинные документы и вещи П. Н. Нестерова, в т. ч. стул из его киевской квартиры. Мемориальная доска на доме ул. Чкалова (установлена в 1951) в честь летчика, жившего здесь в 1912 г.
Нобиле Умберто
Итальянский путешественник, ученый, дирижаблестроитель, конструктор, генерал. Родился в г. Лауро (Италия). В 1926 г. участвовал в экспедиции Р. Амундсена в качестве командира дирижабля "Норвегия" собственной конструкции. В 1928 г. руководил итальянской экспедицией к Северному полюсу на дирижабле "Италия", потерпевшем катастрофу близ Шпицбергена (в спасении этой экспедиции принял участие советский ледокол «Красин»). В 1932—36 гг. работал в Москве в качестве одного из ведущих конструкторов-дирижаблестроителей. В 1939 г. уехал в США; возвратился в Италию после Второй мировой войны (1939—1945), преподавал в университете в г. Неаполе.
Во время арктической экспедиции 1926 г. года совершил остановку в дер. Сализи (ныне дер. Котельниково, Гатчинский р-н). Дирижабль хранился в специальном эллинге. За время остановки успел совершить ряд официальных поездок. В том числе, посетил Гатчинский дворец. В 1928 г. вышел фильм "Подвиг во льдах", составленный из хроники.
Прокофьев-Северский Александр Николаевич
Летчик, изобретатель, авиаконструктор, один основоположников Военно-воздушных сил США. Родился в семье потомственных дворян, отец - один из первых самолетовладельцев в России. Учился в Морском кадетском корпусе, был зачислен в 1 Балтийский флотский экипаж. Закончил курсы авиации и воздухоплавания.
Учился в Гатчинской авиационной школе, одним из первых учителей стал его брат Георгий – инструктор школы. Участник Первой Мировой войны. В 1915 г. ранен, была ампутирована нога, летал с протезом. В 1916 зачислен морским летчком 3-й авиационной станции Авиационного отдела службы связи Балтийского флота. Его судьба и факты из истории Первой мировой войны легли в основу рассказа А. Куприна «Сашка и Яшка».
В 1918 г. эмигрировал в США. Служил инженером в ВВС США, основал фирму, где создавал и исптывал самолеты. Его книга «Воздушная мощь – путь к победе» (1942) стала бестселлером. С 1960 г. занимался проблемами изобретений в области экологии, защиты окружающей среды.
Ульянин Сергей Алексеевич
Российский авиаконструктор, воздухоплаватель, военный летчик (полковник). Родился в Москве. Инициатор практического применения аэрофотосъемки и аэрофотогораии в военном деле, создатель конструкции оригинального разборного самолета. Имел шесть зарегистрированных в России изобретений и патент Англии. С сентября 1914 г. первый начальник Военной авиационной школы в Гатчине. С осени 1914 г. по 1915 г. руководимая им школа обеспечивала воздушную разведку и воздушную оборону Петрограда. После Февральской революции стал начальником Управления Военного Воздушного Флота (1916). В апреле 1917 г. – первый начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего. Осенью 1917 г. – начальник Управления Военного Воздушного Флота. В марте 1918 г. командирован за границу для создания постоянной информационной авиационной миссии в Англии, Италии и Франции, откуда не вернулся.
Чкалов Валерий Павлович
Советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Родился в с. Василево (ныне г. Чкаловск Нижегородской обл.). Командир экипажа самолёта, в 1937 году совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США).
В июне 1924 г. проходил службу в Ленинградской Краснознаменной авиаэскадрилье им. П. Н. Нестерова. Летние месяцы эскадрилья выезжала в лагеря, в т. ч. и в Гатчине. Вскоре часть полностью перебазировалась на Гатчинский аэродром. В 1926-1928 гг. Чкалов жил в г. Гатчине в доме № 4 по Красноармейскому проспекту, где установлена мемориальная доска. В 1940 г. Люцевскую улицу переименовали в ул. Чкалова. Летом 1927 г. приезжал в Старо-Сиверскую на отдых, в конце 1920-х бывал на даче в Рождествено (Гатчинский р-н).
Чухновский Борис Григорьевич
Советский авиатор, один из первых полярных летчиков. Родился в
Санкт–Петербурге.
Вместе с семьей с 1902 г. жил в Гатчине, на Елизаветинской улице (ныне улица Достоевского). Весной 1915 г. окончил курс Гатчинского реального училища (ныне школа № 4) и поступил в Морской корпус. На его глазах в Гатчине зарождалась русская авиация. Он был свидетелем первого полета Легонье в Гатчине (1900), знал первых русских летчиков – поручиков Руднева и Горшкова, сам проводил все свободное время на Гатчинском летном поле. Гатчинские летчики помогли освоить аэропланы, что пригодилось ему в последующей учебе в Морской школе. В своих воспоминаниях Б. Г. Чухновский писал, что в Гатчине сделал выбор профессии, почувствовав себя «завербованным авиацией».
Служил во флоте, позже участвовал в Гражданской войне на стороне красных в составе Воздушной бригады Волжско–Каспийской военной флотилии. Обеспечивал ледовую проходку кораблей Балтфлота из Гельсингфорса в Кронштадт. В 1924 г. Б. Г. Чухновский совершил пер...