Бильдерлинг Александр Александрович
Барон, российский военный, культурный и общественный деятель, искусствовед, писатель, генерал от кавалерии. Родился в г. Санкт-Петербурге. Участник русско-турецкой (1877–1878) и русско-японской (1904-1905)войн. В 1878–1890 гг. занимал пост начальника Николаевского кавалерийского училища в Санкт-Петербурге. Под его руководством в 1883 г. в помещении училища был открыт музей М. Ю. Лермонтова. В 1894–1898 состоял в Главном штабе. Был хорошим художником-акварелистом. Создавал пейзажи, портреты, батальные и жанровые сцены. С 1880 г. участвовал в выставках. Создал эскизы памятников: Н. М. Пржевальскому, В. А. Корнилову, П. С. Нахимову и др. Участвовал в деятельности Комиссии по установке памятника Александру III в Москве.
Его труды: «Германия. Вооруженные силы» (СПб., 1875); «Стародубские драгуны в рущукском отряде; из воспоминаний о турецкой войне 1877–78 годов» (СПб., 1879); «Просветители России» (СПб., 1894) и др.
Был частым гостем в имении своего брата П. А. Бильдерлинга Заполье (нын...
Бодров Сергей Сергеевич
Актер, режиссер, сценарист и телеведущий. Родился в Москве в семье кинорежиссера С. Бодрова. Ведущий программ «Взгляд» (1996-1999) и «Последний герой» (2001). Как актер стал известен после съемок в фильме своего отца «Кавказский пленник» (1996). Настоящее признание получил после главной роли в картинах А. Балабанова «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000). Трагически погиб.
Главный герой фильма "Брат" - Данила Багров - житель Приозерска. Начальные эпизоды фильма снимались у стен крепости Корела.
Свой первый фильм как режиссер «Сестры» (2001) снял под Кировском, Шлиссельбургом и во Мге (Кировский р-н).
Образ Сергея Бодрова-младшего стал символом XXV кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге (2017).
В 2023 г. в Лукашах (Гатчинский р-н) появилось граффити с изображением С. Бодрова в роли героя из фильма "Брат".
Георгиевский Василий Тимофеевич
Исследователь древнерусского искусства и церковной старины. Родился в г. Судогда (Владимирская обл.). С 1901–1914 гг. – уполномоченный по делам иконописных школ при Комитете попечительства о русской иконописи. Состоял членомУчилищного совета при Святейшем Синоде. Открыл фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. В 1918 г., работая в «Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи».
Был в командировке в Тихвине с целью принятия превентивных мер в отношении сохранности документов архива Большого Тихвинского монастыря. Также был командирован в Александро-Свирский (Лодейнопольский р-н), Николо-Беседский (Тихвин) и Антониево-Дымский (Бокситогорский р-н) монастыри. Дал охранную грамоту монастырям, с целью охраны архива.
Деятельность в Тихвине инкириминировали как антиправительственное выступление, бы арестован и доставлен под конвоем в Петроград.
Герман Михаил Юрьевич
Российский искусствовед, знаток французской живописи, главный специалист Русского музея, доктор искусствоведения. Сын писателя Ю. Германа, брат кинорежиссера А. Германа. Родился в Ленинграде.
В блокаду эвакуировался с матерью в июле 1941 г. с детским садом Ленинградского Литфонда. Сначала ехали на поезде, затем на пароходе на Урал в с. Черная Пермской области. Вернулись в Ленинград в августе 1945 г.
Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1957). По путевкам обкома комсомола читал лекции, в частности, в школе механизаторов сельского хозяйства в Выборге. В своих мемуарах описал жизнь города, быт пограничников.
Два года работал в музее-заповеднике «Павловск» экскурсоводом и фотографом, затем литобработчиком на студии дубляжа Ленфильма, писал статьи в газетах, в частности, был внештатным корреспондентом «Смены». В 1958–1998 гг. (с перерывами) преподавал в Педагогическом институте им. Герцена. С 1983 г. был ведущим научным сотрудником, заведу...
Глезер Елена Николаевна
Российский искусствовед, исследователь памятников архитектуры. С 1919–1921 гг. – сотрудник Российской академии истории материальной культуры. Во второй половине 1920-х гг. провела фотофиксацию архитектурных памятников Лужского края. В годы Великой Отечественной войны сотрудница Отдела охраны памятников Управления по делам искусств Леноблгорисполкома (с 1944 г. Государственная инспекция по охране памятников). Основные труды «Архитектурный ансамбль Английского дворца»,«Джакомо Кваренги», «Памятник украинской архитектуры 1748 г. в Ленинградской области (с. Керстово, Кингисеппский рн)», «Собор Череменецкого монастыря».
Грабарь Игорь Эммануилович
Художник–живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог. Родился в Будапеште (Венгрия). С 1892 г. начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, а в 1894 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где в 1895 г. начал заниматься в мастерской И. Е. Репина. В 1896 г. он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу–студию А. Ашбе. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). Помимо создания картин занимался исследовательской и просветительской работой. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах – в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др.
В начале XX в. труде «История русского искусства» в разделе «Деревянное зодчество русского севера» описал 41 исторический памятник Присвирья. Приезжал в Подпорожский р-н, где написал некоторые картины.
В 1927 г. посетил Введенский женский монастырь Тихвина, где о...
Добин Ефим Семенович
Российский публицист, литературовед, искусствовед и критик. Основатель и первый редактор журнала «Знание – сила». Родился в Киевской губернии (Украина). С 1929 г. в Ленинградской ассоциации пролетарских писателей. Член редколлегий журналов «Ленинград», «Литературный современник», с 1938–1941 гг. – редактор-консультант киностудии «Ленфильм». В годы Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом газеты «Красный флот» на Чероном и Балтийском морях, в т. ч. в бригаде торпедных катеров Балтфлота редактором многотиражной газеты. В качестве лектора выезжал на фронт. В 1945–1951 и 1955–1956 гг. снова на Ленфильме, в 1956–1966 гг. старший научный сотрудник сектора кино в в ЛГИТМиКе. Автор статей о творчестве А. Ахматовой, А. Фадеева, А. Прокофьева, Ю. Германа, В. Некрасова, В. Пановой, О. Берггольц, Д. Гранина и др., многих теоретических и исследовательских трудов по проблемам киноискусства.
Добычина Надежда Евсеевна
Первая российская профессиональная галеристка. Родилась в Орле. Работала секретарем выставок, которые организовывал художник Н. Кульбин.
Весной 1908 г. отдыхала в Мустамяках (ныне Горьковское Выборгского р-на), где муж – П. Добычин рассказывал ей о новых выставках художников Петрограда.
В 1913 г. основала «Художественного бюро Н. Е. Добычиной» для посредничества между художниками и публикой по сбыту картин исполнению художественных заказов. Здесь работала Студия В. Мейрхольда, проходили выставки объединения «Мир искусства», футуристов, где демонстрировался «Черный квадрат». Первые серьезные выставки М. Шагала, Н. Гончаровой, В. Кандинского и др. Здесь же прошла выставка финляндских художников. В годы Первой Мировой войны выступала как один из организаторов Лазарета деятелей искусства.
Именно в ее бюро в декабре 1915 г. прошла выставка памятников русского театра в пользу лазарета Школы народного искусства «Светелка» в Луге.
В 1930-1940 гг. заведующая Художественоо-промышленной шко...
Друскин Яков Семенович
Философ, религиозный мыслитель, литератор и математик, искусствовед, педагог. Родился в Екатеринославле (ныне Днепр, Украина). Окончил Петроградский университет (1923), Ленинградскую консерваторию (1929), математический факультет ЛГУ (1938). В 1920–1930-х гг. участник эзотерических содружеств поэтов, писателей и философов «Чинари» и ОБЭРИУ, автор «Дневников» о литературной жизни России 20–30-х гг. Благодаря ему сохранились и были изданы многие произведения «чинарей» и «обэриутов».Автор философских и теологических трактатов и эссе. Также ему принадлежат музыковедческие трактаты: «О риторических приемах в музыке Баха», «Страсти по Матфею» и перевод монографии А. Швейцера о Бахе
В блокаду спас архив Д. Хармса – летом 1942 г. выехал с ним в эвакуацию в с. Чаша Челябинской обл. Ехал через Борисову Гриву (Всеволожский р-н), Ладожское озеро, Лаврово (Кировский р-н). В 1943–1944 г. жил на Урале. В сентябре 1944 г. вернулся в Ленинград.
Любил Ленинград, часто посещал окрестности города, где...
Ипполитов Аркадий Викторович
Искусствовед, писатель, крупнейший специалист по итальянскому искусству и культуре XV–XX вв. Родился в Ленинграде. В 1978–1987 гг. работал в Научной библиотеке Эрмитажа, в 1987 г. перешел в Отдел западноевропейского искусства, позднее был назначен хранителем итальянской гравюры. С 1993 г. – куратор множества выставок классического и современного искусства в России и за рубежом. Среди его кураторских проектов в Эрмитаже выставки «Ирвин Пенн. Фотографии из Института искусств Чикаго» (1998), «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма» (2004), «Пространство Тимура» (2008), «Венеция и венецианская жизнь в гравюре XVIII века» (2008), «Борис Смелов. Ретроспектива» (2009) и др. Широкую известность получили публицистические и эссеистические работы, демонстрирующие блестящий литературный стиль, энциклопедическую образованность, остроумие и свободу мысли. Особенной славой пользовались удостоенные нескольких премий книги серии «Образы Италии XXI». В общей сложности...
Кальюнди Евгений Алексеевич
Искусствовед, специалист по охране памятников старины (Таллин, Эстония). Родился в Тарту. Окончил Академию художеств.
С 1964 г. Е. А. Кальюнди в качестве искусствоведа работал над проектом реставрации Нарвских укреплений, а с 1965 г. началась работа по исследованию и созданию проекта реставрации и благоустройства Выборгского замка. Занимался археологическими раскопками на территории Замкового острова. Многие из этих предметов представлены в экспозициях Выборгского музея-заповедника и сейчас. В 1960 г. под руководством Е. А. Кальюнди, был восстановлен «Дом коменданта».
Позже он занимался укреплениями Ивангородской крепости, Таллинна, Раквере и др. объектами.
Научная библиотека Выборгского объединенного музея-заповедника хранит именную коллекцию книг из библиотеки Е. А. Кальюнди.
Каргер Михаил Константинович
Историк архитектуры, археолог, профессор Академии художеств. Родился в Казани. В 1923 г. закончил Петроградский университет и был оставлен при нем для продолжения научной работы, связанной с историей средневекового искусства. С 1929 г. научный сотрудник Государственной академии истории материальной культуры, впоследствии заведующий отделом древнерусского искусства Государственного Русского музея. Основной круг изучения – памятники древнерусского зодчества, включая Ладогу. Во время раскопок Никольского собора обнаружил фундамент храма XII в. (Староладожский Никольский мужской монастырь). В середине 1930-х гг. также работал в Новгороде. С 1937–1950 гг. в Ленинградской академии художеств, где был одним из организаторов факультета истории и теории искусств, с 1938 г. заведовал кафедрой русского искусства, с 1939 г. зам. директора по научной и учебной работе.
В начале Великой Отечественной войны в 1941 г. добровольцем ушёл на фронт. Какое-то время его полк стоял в дер. Куземкино (Кингисеп...
Карпинский Игорь Михайлович
Художник, искусствовед. Родился в Выборге. Закончил Выборгское реальное училище (1918) и Рисовальную школу Р. Линдквиста (1920). Писал портреты, пейзажи, натюрморты. Участвовал в выставках Выборгского общества художников (1932). Провел персональные выставки в Выборге (1934, 1936). Многие его работы посвящены Карельскому перешейку. Преподавал рисование, черчение, а затем и гимнастику в Выборгском русском реальном лицее (1926–1939). Под его руководством здесь ставились и оформлялись спектакли («Ночь перед рождеством», «Майская ночь или утопленница» Н. В. Гоголя, «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина), рождественские елки. Как художник-декоратор участвовал в оформлении концертов, спектаклей, ставившихся в Выборгском городском театре совместно русскими и финскими самодеятельными артистами.
В 1930-е гг. проводил летние месяцы в Райволе (ныне пос. Рощино, Выборгский р-н), где работал в мастерской А. П. Блазнова.
В конце 1938 г. получил приглашение работать на киностудии SuomiFilm в Хельсин...
Кириков Борис Михайлович
Историк архитектуры, кандидат искусствоведения. Родился в Ленинграде. Закончил исторический факультет ЛГУ в 1971 г. С 1969 г. работал в Государственном музее истории Ленинграда, специализировался на изучении архитектуры. В 1991–1996 гг. занимал пост заместителя директора государственного музей истории Санкт-Петербурга. В 1988–1990 гг. был сотрудником НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. Совместно с А. Гинзбургом осуществил сплошную атрибуцию исторической застройки города, сбор и систематизацию сведений о 1500 архитекторах Петербурга. Результатом их работы стала книга «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX начала XX века». С 1996–2008 гг. являлся заместителем председателя КГИОП. Принимал активное участие в подготовке списков памятников и других документов (перечня объектов федерального наследия Санкт-Петербурга и др.). С 2009 г. возглавлял Санкт-Петербургский филиал Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства РААС...
Клейн Александр (Рафаил) Соломонович
Поэт, писатель, драматург, искусствовед. Автор статей для мартиролога «Покаяния». Родился в Киеве. Студентом второго курса Ленинградского театрального института ушел добровольцем на фронт в составе 1-й Дивизии народного ополчения. В боях на Лужском рубеже был контужен и при выходе из окружения поздней осенью 1941 г. попал в плен в дер. Вороний Остров (Тосненский р-н). Чтобы скрыть национальность назвался Александром. Был в немецких лагерях в Любани (Тосненский р-н), в Чудово, в Гатчине, в дер. Вохоново (Гатчинский р-н). Здесь в качестве переводчика он два года проработал в «штатсгуте» – государственном имении, созданном немцами на основе бывшего совхоза для обеспечения армии продовольствием. После пятого, удачного побега в январе 1944 г., около дер. Березнево (Гатчинский р-н) был арестован СМЕРШ и приговорен к расстрелу, замененному 20 годами каторги. В 1955 г. амнистирован и реабилитирован. Остался жить в Воркуте, где стал один из организаторов литературного объединения при редакции г...
Красовский Михаил Витольдович
Архитектор, теоретик деревянного зодчества. Родился в Одессе. Член-корреспондент Императорского Московского Археологического Общества с 28 марта 1914 г. Его «Очерк истории Московского периода древнерусского церковного зодчества» премирован на конкурсе.
После смерти своего учителя архитектора Н. В. Султанова в 1908 г. готовил к публикации его последний труд о плане Тихвинского Успенского монастыря.
В 1910-е годы составил планы и зарисовки различных зданий и их элементов Лужского уезда: крестьянского двора и избы, часовен.
Автор проекта храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице (Гатчинский р-н), построенный в древнерусском стиле в память 300-летия Дома Романовых. Закладка храма состоялась 14 июля 1913 г., а 6 июля 1914 г. храм был освящен. Сохранился проект эскиза иконостаса, выполненный в акварели и с авторской подписью.
Вместе с женой в январе 1915 г. провел в Выборге две недели медового месяца.
В 1937-38 гг. семья снимала дачу в Гатчине. Во время прогулок в парке Гатчины...