Имена на карте Ленинградской области Проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки
Апышков Владимир Петрович Военный инженер, архитектор, теоретик архитектуры. Родился в Москве.Окончил Николаевскую инженерную академию (1901). Преподавал в Николаевской инженерной академии и в Николаевском инженерном училище (1901–1912), в Политехническом институте, в Военно-инженерной академии РККА (с 1920). С 1912 г. – совещательный член Главного комитета по устройству казарм. По его проектам построены здания казарм, инженерного училища в Киеве, производственные здания под Казанью, в Пензе и Самаре. Среди наиболее крупных построек в Петербурге: особняки С. Н. Чаева (1907), П. М. Стенбок-Фермор (1914, с В.Ф. Баумгартеном), мост императора Петра Великого (Большеохтинский, совместно с Г. Г. Кривошеиным), Финляндского железнодорожный мост. Автор ряда учебных пособий по архитектуре и строительству. Участвовал в проектировании Свирьстроя (Лодейнопольский р-н) и Волховстроя (Волховский р-н). По его проекту построена церковь Казанской иконы Божией матери в Вырице (Гатчинский р-н), в соавторстве с М. В. Красовски... Базен Петр Петрович Инженер-строитель, механик, математик, педагог, почетный член Петербургской Академии наук (1827), генерал-лейтенант (1830). Настоящее имя Пьер Доминик Базен. Выходец из Франции. С 1810 г. на российской службе. В 1815–1820 гг. профессор института путей сообщения, в 1824–1834 и его директор. С 1816 г. член, в 1824–1834 гг. председателем Комитета для строений и гидравлических работ.Автор около 30 проектов мостов в Петербурге и пригородах, набережных, эллингов, гаваней, шоссе и др. объектов.Спроектировал конструкции перекрытий Зимнего дворца, и Троицкого собора. Руководил строительством Обводного канала, зданий Сената и Синода, гидросооружений Охтинского завода. В 1824–1827 гг. разработал проект защиты Петербурга от наводнений. Первым указал на циклоны, как на одну из основных причин наводнений в Петербурге. Разработал проект Шлиссельбургских шлюзов, выполненных в граните (1821-1836). Это лучшая работа по системе «шлюзы-мост», за которую он был удостоен высших наград многих европейских ст... Бауэр Фридрих Вильгельм Военный инженер, гидротехник, картограф, генерал-квартирмейстев (1769). Родился в графстве Ганау (Гессен, Германия). С 1769 г. на российской служебе. Участник русско-турецкой войны (кампания 1770–1771). Автор проекта преобразования Генерального Штаба и его главный начальник. По его проектам соооружен ряд крепостей, гавани в Кронштадте, Риге (Латвия) и др. Проектировал и строил ряд крупных гидротехнических объектов, в т. ч. первую в России систему централизованного водоснабжения – Мытищинский водопровод в Москве, Таицкий водовод для обеспечения водой Царского Села (1772). Приложил много усилий для благоустройства Петербурга: осуществил углубление Фонтанки и строительство ее набережной, руководил сооружением Екатерининского канала и мостов через него, а также мостов через Крюков канал, реконструировал Ладожский канал, занимался мощением и благоустройством улиц, создал первую ливневую канализацию в городе. Автор работ по топографическому описанию ряда регионов. В 1770 г. императрица Екат... Боур Федор Виллимович Российский военный-инженер, гидротехник, картограф, генерал-квартирмейстер, Родился в графстве Ганау (Германия). Служил в армии Гессена, в Пруссии, участник Семилетней войны. С 1769 г. на русской службе. В 1770–1771 гг. отличился в русско-турецкой войне. С 1771 г. – автор проекта преобразования Генерального штаба и его главноначальствующий. Ф. В. Бауэр был автором и руководителем ряда инженерных проектов и гидротехнических сооружений в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Кронштадте. В 1774 г. при его участии был сооружен Таицкий водопровод, который позволил обеспечить водой Царское Село и Мытищинский в Москве. Также строил мосты, дороги, дома, не сохранившиеся усадебные комплексы под Гатчиной и Ораниенбаумом. В 1770 г. императрица Екатерина II пожаловала генералу мызу Волковицы (ныне Ломоносовский р-н). При нем были построены господский дом и службы, разбит регулярный парк, выкопан пруд. Также владел дер. Войсковицы (ныне Гатчинский район). Здесь он создал небольшую усадьбу. В июне 1773... Воронец Франц Иванович Русский архитектор, гражданский инженер. Окончил Строительное училище в 1876 г. помощником архитектора, работал в Смоленской губернии. В 1882 г. вышел в отставку, а с 1884 г. состоял младшим архитектором строительного отделения Новгородского губернского правления. Автор проекта здания Тихвинского духовного училища (1896–1899). Гаккель Яков Модестович Учёный и конструктор в области самолётостроения и тепловозостроения. Родился в Иркутске. Руководил строительством, а затем эксплуатацией одной из первых в России гидроэлектростанций (на Ленских приисках, в районе г. Бодайбо). Участник проектирования и строительства электрического петербургского трамвая. Один из создателей Первого российского товарищества воздухоплавания (1909). Разработал ряд конструкций отечественных самолетов. В 20-е гг. занимался конструированием тепловозов, спроектировал первый советский магистральный тепловоз (1924). Преподавал в Петербургском электротехническом институте, затем в Московском теплотехническом институте, Ленингрардском областном теплотехническом институте, с 1936 г. в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Автор изобретений и научных трудов. В начале ХХ в. семья жила в Гатчине. Его собственная авиастроительная мастерская располагалась в 1910-е гг. в ангаре на территории Гатчинского аэродрома. На этом аэродроме проходили испы... Ганнибал Абрам Петрович Русский военный инженер, генерал-аншеф, прадед А. С. Пушкина. Родился в Африке. С 1705 г. неотлучно находился при царе Петре I, являвшемся его крестным отцом и наставником, сопровождал его в походах. Начиная с 1706 г., неоднократно бывал вместе с Петром I в Ямбурге, Ивангороде и Нарве. С 1714 г. – царский ординарец и секретарь, в 1717 г. изучал военно-инженерное дело во Франции. Вернувшись в Россию в 1723 г., определен инженер-поручиком в лейб-гвардии Преображенский полк, обучал молодых офицеров математике и инженерному делу. В 1726 г. написал первую в истории России книгу о военно-инженерном искусстве. В годы правления Елизаветы Петровны был строителем крепостей, руководил проведением Ладожского канала, был обер-комендантом Ревеля, губернатором в Выборге, начальником российской артиллерии. В 1750-х гг. занимался ремонтом и строительством оборонительных сооружений Выборга. Принимал участие в строительстве Аннинских укреплений, а также возглавлял комиссию по русско-шведскому разграниче... Гельмерсен Григорий Петрович Основоположник русской школы геологической картографии, генерал-лейтенант инженерного корпуса, горный инженер, директор Горного института с 1856 по 1872 г., академик императорской Петербургской академии наук с 1850 г. В 1842 г. исследовал месторождение медной руды между Гостинопольской пристанью р. Волхов и дер. Дубовики (ныне в черте г. Волхов). Автор книги «Чудское озеро и верховье Наровы» (СПб., 1865). Герард Федор Иванович Российский военный инженер, генерал-лейтенант (1809). Принимал участие в устройстве Царскосельского парка и государственных соляных заводов. В 1799 г. по распоряжению Павла I Таицкий водопровод был передан в личное его смотрение. В 1783 г. участвовал в закладке верфи в Санкт-Петербурге и в строительстве Мытищинского водопровода в Москве. В 1796 г. возглавил чертежную мастерскую Зимнего дворца, занимался инженерными работами по благоустройству Санкт-Петербурга, прокладывал Обводный и Введенский каналы, осуществлял строительство набережных Стрелки Васильевского острова и реконструкцию Адмиралтейства с земляными валами. В 1798 г. член Департамента водяных коммуникаций. Участвовал в сооружении Тихвинской и Мариинской водных систем со шлюзами и каналами, соединяющими реки и озера. Принимал участие в швейцарском походе А. В. Суворова, в 1812 году – в создании народного ополчения. В 1798 г. Павел I пожаловал ему мызу Белую с деренями Лашковицы, Томарово и Тешково (ныне Волосовский р-н). Для... Герхен Вольдемар Инженер-архитектор. Учился в Институте гражданских инженеров. В 1915 г. был призван в инженерные войска на фронт. Окончил ЛИСИ, работал в «Ленгидроэнергопроект». Проектировал гидростанции: Волховскую, Свирскую, ДнепроГЭС, Нивские гидростанции, ряд Среднеазиатских. Был прекрасным акварелистом, писал морские виды, пейзажи пригородов – дворцов и парков, интерьеры Зимнего дворца. Гесте Василий Иванович Русский инженер и архитектор. Уроженец Шотландии. Настоящее имя – Вильям Хести. Служил в России около 40 лет. В 1784 г. прибыл по приглашению Ч. Камерона в Россию. Поселился в Царском Селе, где был чертёжником на строительстве Царскосельских дворцов. Много работал над проектами так называемых «образцовых домов», которые почти не сохранились, хотя в свое время сыграли важную роль в становлении отечественной рядовой архитектуры. Кроме того, он внес огромный вклад в планирование городов Российской империи. В 1778 г. императрица Екатерина II утвердила план Новой Ладоги (Волховский р-н), составленный В. И. Гесте, в соответствии с которым в городе появилось много каменных зданий. В 1818 г. Гесте подписал проект очередной перестройки Ямбурга (ныне г. Кингисепп). Около 1820 г. создал регулярный план г. Гатчина, где была развита наметившаяся еще в конце XVIII в. линейная система планирования. Глебов Игорь Алексеевич Российский учёный и общественный деятель, специалист в области электромашиностроения, академик Академии наук СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1981). Родился в Санкт-Петербурге. В 1938 г. окончил Ленинградский индустриальный институт, защитив диплом на тему «Замена турбин и автоматитзация Волховской ГЭС». Участвовал в Великой Отечественной войне, сражался в артиллерии на Волховском, Юго-Западном, 3-м, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Участвовал в боях в районе Синявино (Кировский р-н). В 1946–1953 гг. работал в Ленинградском институте авиаприборостроения, в 1953–1961 гг. – в Технологическом институте пищевой промышленности, с 1961 г. – в Институте электромеханики АН СССР (1973–1999 директор). Автор более 750 научных работ и изобретений. Основатель мировой научной школы по проблемам электроэнергетики, электромашин и электрофизики. Руководил работой четырех съездов научно-технической интеллигенции города на Неве, которые разработали актуальную до сих пор концепцию стратегии разви... Графтио Генрих Осипович Российский инженер и ученый-энергетик, один из основоположников отечественного гидроэнергостоительства, академик АН СССР. Родился в Динабурге (ныне Даугавпилс, Латвия). В 1900–1917 гг. проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, электрификации Варшавского железнодорожного узла, а также ГЭС на реках Вуокса, Волхов и др. Спроектировал и организовал движения электрического трамвая в Петербурге. С 1907–1949 г. преподавал в ЛЭТИ, профессор (1921), директор (1924–1925). В 1917–1919 гг. – руководитель отдела электрификации Наркомата путей сообщения, член Центрального электротехнического совета, один из авторов плана ГОЭЛРО (1920). В 1938–1947 гг. – главный инспектор наркомата электростанций по гидростанциям. В 1910 г. в связи с проектом электрификации пригородного движения петербуржского железнодорожного узла составил эскизный проект силовой установки и шлюза на Волховских порогах. В 1911–1912 гг. был выполнен подробный проект В... Гузевич Дмитрий Юрьевич Российско-французский историк. Окончил Ленинградский институт железнодорожного транспорта, где получил специальность инженера-мостостроителя. Работал в Мостоиспытательной станции Октябрьской железной дороги (1977–1982), затем в Ленмостотресте (1982–1988). В 1988–2000 гг. служил в Ленинградском отделении Института истории естествознания и техники АН СССР (позже СПб филиал ИИЕТ РАН). Публиковал в соавторстве с отцом и женой в газетах, журналах, сборниках статьи по истории инженерного дела в России, истории создания мостов, дорог, водных путей сообщения, в т. ч. о приладожских каналах, Мариинской, Тихвинской водных системах, шлиссельбургских шлюзах, об усадьбе "Марьино" (Тосненский р-н) и ее уникальных проектах мостов, необходимости их восстановления. Стоял у истоков программы Фонда Лихачева «Путь Петра Великого», был членом совета Института Петра Великого, был одним из создателей Международных петровских конгрессов. Составил (совм. с В.С. Ржеуцким) биографический словарь «Иностранные... Дальберг Эрик Шведский государственный и военный деятель, инженер-фортификатор, фельдмаршал. Родился в Стокгольме (Швеция). Наиболее известен тем, что, будучи генерал-губернатором Ливонии (1696–1702), оказал недружелюбный приём Великому посольству и, в частности, Петру I, остановившемуся в Риге в конце марта 1697 г., что впоследствии было использовано российской стороной как один из предлогов для начала Северной войны (1700– 1721). Занимая с 1676 г. должность генерал-директора фортификации в королевском ведомстве, проводил инспекцию шведских крепостей (с целью их модернизации). В том числе, г. Яма (ныне г. Кингисепп), г. Ивангорода (Кингисеппский р-н), Копорье (Ломоносовский р-н), Выборга. Им был создан проект модернизации крепостных укреплений г. Нарвы (Эстония), согласно которому, в том числе, предполагалось возведение бастионов вокруг Ивангородской крепости. Деволант Франц Павлович Российский государственный деятель, инженер-генерал, гидротехник. Родился в Антверпене (Бельгия). На российской службе с 1787 г. Во время русско-шведской войны (1788–1790) участвовал в морском сражении у о-ва Гогланд (ныне Кингисеппский р-н), в русско-турецкой войне (1787–1791) в звании 1-го инженера русской армии, занимался укреплением городов и крепостей на южных рубежах России. В 1799 г. стал членом Департамента водяных коммуникаций. В течение почти двух десятилетий его деятельность была связана с работой по сооружению путей сообщения. Занимался чисткой порогов на Днепре, постройкой Новочеркасска и Таганрогского порта, руководил сооружением Огинского, Свирского, Сясьского, Тихвинского каналов, Мариинской водной системы, постройкой шоссе Петербург – Москва, разработал несколько проектов соединения Онежского озера с Белым морем. С 1812 г. – главный директор путей сообщения.