Имена на карте Ленинградской области Проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки
Андреева-Петошина Анна Васильевна Скульптор. Родилась, по одним данным в Санкт-Петербургской губернии, по другим – в Новгородской губернии. Училась в ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1921–1927), работала в мастерской Ленпролеткульта (1921–1927). С 1927 г. в изоколлективе Ленпролеткульта, затем в изобазе Облпрофсовета. Участница выставок с 1930 г. В 1942 г., в числе других художников, была направлена на месяц на партизанскую базу в Кавголово (Всеволожский р-н), на дачу Института физической культуры им. П. Лесгафта для создания портретов партизан, которые должны были поступить в будущий Музей партизанского движения Ленинградской области. В лесу собирали траву для еды и природный материал для скульптур. Итогом работы стали скульптурные композиции «Сандружинница» и «Партизанка» (1942). В годы блокады вела дневник в форме «писем к родным», которые много лет спустя были обнаружены и обработаны ее сестрой. Антокольский Марк Матвеевич Русский скульптор, академик (1871), профессор скульптуры (1880). Родился в Вильно (ныне г. Вильнюс, Литва). Принимал активное участие в выставках Товарищества передвижников. Известен как автор исторических портретов в скульптуре. Все его работы отличает реалистичность манеры исполнения и глубокий внутренний психологизм – «Иван Грозный» (1875), «Петр I» (1872), «Мефистофель» (1883), «Ярослав Мудрый» (1889), «Нестор-летописец» (1890), «Ермак» (1891) и др. М. М. Антокольский много писал, известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность», в «Вестнике Европы». В 1887 г. работал над портретом императрицы Марии Федоровны в Гатчине. Часто приезжал в Сиверскую (ныне Гатчинский р-н) на дачу И. Н. Крамского, с которым поддерживал дружеские отношения. В 1957 г. в Шлиссельбурге (Кировский р-н) был установлен памятник Петру I. Для памятника была использована модель, выполненная М. М. Антокольским в 1872 г. Витали Иван Петрович Российский скульптор, педагог. Представитель позднего классицизма. Родился в Санкт-Петербурге. С 1840 г. академик. Преподавал в Императорской Академии художеств (1842-1854), профессор. Работал в области монументальной и станковой пластики как в Москве (1818–1841), так и в Петербурге (с 1841). Принимал участие в создании скульптурного убранства петербургских храмов: Исаакиевского собора, церкви блгв. кн. Александра Невского при Аничковом дворце, католического собора св. Екатерины. Автор памятника Павлу I. Скульптуру установили перед Гатчинским дворцом, а ее копию – перед Павловским. Димов Виктор Павлович Российский скульптор. Родился в Владивостоке. После окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (1970), работал в Киргизии, где создал ряд монументальных и станковых работ. В 1976 г. принят в Союз художников. С 1976–1982 гг. в соавторстве с В. Шестопалом и Т. Герценом работал над монументальным оформлением плотины на р. Талас у Кировского водохранилища. С 1985 г. жил и работал в г. Выборге, где позднее возглавил отделение Всероссийского союза художников. В. Димовым создана скльптура «Волк» (1988), установленной в саду Скульптуры в центре Выборга, восстановлен памятник Тогильсу Кнутссону (1993), установлен на Вокзальной площади «Памятного знака городу Выборгу» (2006), разработан талисман-сувенир г. Выборга «Сова», которая долгое время вручалась в качестве главного приза на кинофестивале «Окно в Европу». Активно участвовал в деятельности творческой группы, которая в 1993 г. занималась разработкой гербовой символики Выборга. В своих произведения... Издебский Владимир Алексеевич Скульптор, художник. Родился в Киеве. Один из основателей театра–кабаре сатирической миниатюры «Зеленый попугай» (1910), драматического театра в зале «Гармония» (1913) в Одессе. Организатор международных художественных выставок – «Салоны» Издебского. В январе 1919 г. бежал с семьей из Петрограда в Финляндию через лесную полосу. Около года они прожили в карантине в Териоках, затем в Выборге. В декабре 1920 г. вернулся в Париж. В Париже активно участвовал в русской литературно–художественной и общественной жизни, участвовал в выставках. Был секретарем Союза русских художников во Франции. Принимал участие в устройстве благотворительных балов в пользу кассы взаимопомощи Союза. В конце 1920–х гг. создал студию «Олби» для изготовления рисунков для ткани. Работы Издебского в настоящее время хранятся в Русском музее. Коненков Сергей Тимофеевич Российский скульптор, график, педагог. Родился в с. Караковичи (Смоленская обл.). Участник выставок с 1894 г. Член Союза русских художников (1909–1915), объединения «Мир искусства» (1917–1923). Преподавал в ВХУТЕМАС и в студии Пролеткульта (1918–1922). Автор многих портретов: «Мыслитель» (1898), А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, В. В. Маяковского, К. Э. Циолковского, Н. Д. Зелинского и др.; памятников А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому, В. И. Сурикову, надгробия М. М. Пришвину и др. Одни из первых обратился к народной художественной традиции скульптуры из дерева, воссоздав фантастический мир сказочных существ: «Старичок-полевичок», «Лесовик», «Стрибог», «Еруслан Лазаревич», «Нике», «Жар-птица» и др. Ч 1924–1945 гг. жил в Нью-Йорке, в 1945 г. вернулся в Москву. Действительный член Академии художеств (с 1954). Конёнков часто бывал в имении Рукавишникова в Рождествено (Гатчинский р-н). Магизер Матвей Генрихович Российский скульптор-монументалист, педагог. Народный художник СССР (1958). Родился в Санкт-Петербурге. Активный участник программы «монументальной пропаганды», являлся одним из основоположников социалистического реализма. С 1926 г. член Ассоциации художников революционной России, а с 1937–1941 г. – председатель правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. Создал целый ряд идеологически востребованных памятников – В. Володарскому, «Жертвам 9 января 1905 г.», В. В. Куйбышеву и В. И. Чапаеву, большое количество памятников В. И. Ленину, И. В. Сталину и др. Оформлял станции Московского метрополитена «Площадь Революции», «Измайловский парк», «Белорусская». С 1921 г. преподавал в различных художественных институтах Ленинграда и Москвы. Автор памятника С. М. Кирову перед Домом культуры в Свирьстрое (Волховский р-н). В 1940-е гг. посетил Выборг. Мартос Иван Петрович Русский скульптор, представитель классицизма. Родился в с. Ичня (ныне г. Ичня, Украина) в дворянской семье. Учился в Академии художеств (1764-1773), в 1774-1779 пенсионер в Италии. Преподавал в Академии художеств (1779-1835). Академик (с 1782), профессор (с 1794), ректор (с 181). Мастер монументальной, декоративной и мемориальной скульптуры. Автор памятника Минину и Пожарскому в Москве. Над его созданием Мартос трудился более десяти лет. Мартоса тесно связывала дружба с А. Н. Олениным, он часто гостил в усадьбе «Приютино» (Всеволожский р-н.). Неймарк Владимир Исааевич Скульптор. В 1970 году окончил скульптурный факультет института им. И. Е. Репина. Ученик М. К. Аникушина. С 1971 по 1974 год работал в творческой мастерской Академии Художеств СССР. В 1973 году вступил в Союз художников СССР, начиная с 1971 года - постоянный участник зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Многие его работы приобретены СХ СССР и СХ РСФСР, и находятся в музеях Ленинградской области – в Приозерске, Кингисеппе, Подпорожье, Волхове, в Петербургском Музее Театрального и музыкального искусства. Один из авторов мемориального комплекса «Партизанская слава» (1975) при въезде в Лугу. Бюст подвижника Петра I - Р. В. Брюса его работы находится в экспозиции Государственного музея «Крепость Корела» (г. Приозерск). В. И. Неймарк - лауреат Государственной премии РСФСР 1976 года. Первая персональная выставка состоялась лишь после его смерти – в 1981 году. Опекушин Александр Михайлович Русский скульптор. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской в Петербурге. Действительный член петербургской Академии Художеств (1895). Участвовал в создании (по проектам М. О. Микешина) памятника "Тысячелетие России" в Новгороде (1862) и Екатерине II в Петербурге (1873). Наиболее значительные произведения — памятник А. С. Пушкину в Москве (1880) и Петербурге (1884). По модели скульптора был отлит памятник императору Александру II и установлен в 1913 г. перед Гостиным двором в Новой Ладоге (Волховский р-н). Снесен после революции, его дальнейшая судьба остается неизвестной. Толстой Федор Петрович Скульптор, живописец, график. Автор медальонов, посвященных героям войны 1812 г. В детстве с родителями жил в Выборге. В 1850-1870-х гг. ему принадлежала усадьба Марковилла (северо-восточная часть г. Выборга). Ее облик запечатлен в его картине «Вид дома Марковилла». В гости к Ф. П. Толстому приезжали знаменитые ученые. Неоднократно бывал на мызе Приютино (г. Всеволожск), в нач. 1820-х гг. часто посещал усадьбу Рябово (г. Всеволожск), где им был поставлен балет-пантомима. Часто приезжал в гости в имение Марьино (Тосненский р-н), о чем оставил литературные воспоминания. В 1826 г. побывал в усадьбе Мариенгоф (Кингисеппский р-н) помещиков Резвых. Чарушин Евгений Иванович Писатель, график, скульптор. Родился в г. Вятка (ныне г. Киров). Окончил ВХУТЕИН (1927). С 1927 г. начал работу в Детском отделе Госиздата. Первой книгой, иллюстрированной Е. И. Чарушиным, был рассказ В. В. Бианки «Мурзук». Иллюстрировал собственные книги «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья», «Про Томку», и произведения других авторов «Детки в клетке» С. Я. Маршака (изд. в 1935). Постоянный автор журнала «Чиж» как писатель и художник. В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. В 1945 г. вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималисткой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. В 1946 г. по пути следования в Москву, останавливался на станции Любань (Тосненский р-н). В 1960–е гг. состоялась встреча с Е. И...