Имена на карте Ленинградской области Проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки
Апрелев Федор Иванович Военный деятель, генерал-лейтенант артиллерии, член Совета Артиллерийского департамента. Родился в родовом имении Фоминшино на р. Паша (ныне Волховский р-н). С 1792 г. возглавлял Литейный двор и Арсенал в Петербурге. Изобрёл прибор для заделывания раковин в орудийных стволах, чем привлек внимание цесаревича Павла Петровича, который поручил Апрелеву исправление орудий Гатчинской артиллерии, а затем обучение гатчинских артиллеристов практической стрельбе. Покидая Гатчину, рекомендовал на свое место графа А. А. Аракчеева. Ф. И. Апрелев входил в число крупных землевладельцев Новоладожского уезда. Основные его земли находились на реке Паше вблизи Христорождественского Пашского погоста, где ему принадлежали деревни Батогово, Большой двор (Куликово), Вахмесь, Вишняков Посад, Кузнецово, Курицино, Малое Часовенское, Мосенково (Костино), Подбережье, Ручьи и др. Похоронен в дер. Надкопанье, рядом с родовым имением, в склепе под храмом Рождества Христова, который был построен при его участии. По... Бестужев Николай Александрович Российский политический и военный деятель, историк, художник, изобретатель, капитан-лейтенант. Родился в г. Санкт-Петербурге. Один из военных руководителей Декабрьского восстания 1825 г. В 1819–1824 гг. – помощник директора балтийских маяков и начальник Морского музея. С конца 1824 г. член «Северного общества» и т. н. Верховной думы. Автор проекта «Манифеста к русскому народу». 14 декабря 1825 г. вывел на Сенатскую площадь Гвардейский экипаж. Приговорен к вечной каторге, замененной 20 годами каторги, которую отбывал в Нерчинских рудниках. Автор ряда изобретений в области кораблестроения, метеорологии и точной механики. Как художник-акварелист создал портретную галерею декабристов. Издатель «Опыта истории российского флота». Cовладелец усадьбы в с. Сольцы (ныне г. Кириши). В августе 1826 – сентябрь 1827 гг., перед отправкой в Сибирь, находился в заключение в Шлиссельбургской крепости (ныне г. Шлиссельбург, Кировский р-н). Свои впечатления о пребывании в крепости отразил в повести «Ш... Гаккель Яков Модестович Российский учёный и конструктор в области самолётостроения и тепловозостроения, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940). Родился в Иркутске. Руководил строительством, а затем эксплуатацией одной из первых в России гидроэлектростанций (на Ленских приисках, в районе г. Бодайбо). Участник проектирования и строительства электрического петербургского трамвая. Один из создателей Первого российского товарищества воздухоплавания. (1909). Разработал ряд конструкций отечественных самолетов. В 20-е гг. занимался конструированием тепловозов, спроектировал первый советский магистральный тепловоз (1924). Преподавал в Петербургском электротехническом институте, затем в Московском теплотехническом институте, с 1936 г. в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Автор изобретений и научных трудов. Его собственная авиастроительная мастерская располагалась в 1910-е гг. в ангаре на территории Гатчинского аэродрома. На этом аэродроме проходили испытания созданных Я. М. Гаккел... Глебов Игорь Алексеевич Российский учёный и общественный деятель, специалист в области электромашиностроения, академик Академии наук СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1981). Родился в Санкт-Петербурге. В 1938 г. окончил Ленинградский индустриальный институт, защитив диплом на тему «Замена турбин и автоматитзация Волховской ГЭС». Участвовал в Великой Отечественной войне, сражался в артиллерии на Волховском, Юго-Западном, 3-м, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Участвовал в боях в районе Синявино (Кировский р-н). В 1946–1953 гг. работал в Ленинградском институте авиаприборостроения, в 1953–1961 гг. – в Технологическом институте пищевой промышленности, с 1961 г. – в Институте электромеханики АН СССР (1973–1999 директор). Автор более 750 научных работ и изобретений. Основатель мировой научной школы по проблемам электроэнергетики, электромашин и электрофизики. Руководил работой четырех съездов научно-технической интеллигенции города на Неве, которые разработали актуальную до сих пор концепцию стратегии разви... Джевецкий Степан Карлович Ученый, инженер, конструктор и изобретатель, автор ряда конструкций подводных лодок. В 1881 г. в Гатчинском Дворцовом парке, на Серебряном озере продемонстрировал Александру III свое изобретение – первую подводную лодку в России. С. К. Джевецкий в своей подводной лодке маневрировал, погружался на глубину, а император с супругой находились в шлюпке на середине озера и наблюдали. Александр III остался доволен этими испытаниями. В год 210-летия присвоения Гатчине статуса города построена точная копия подводной лодки Джевецкого, которая пополнила памятные реликвии города (ул. Григорина). Котельников Глеб Евгеньевич Изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта. Родился в Санкт-Петербурге. В 1911 г. создал парашют РК-1. В дальнейшем, совершенствуя конструкцию, создал РК-2 с полумягким ранцем, РК-3 и др. В 1912 г. разработал воздушный тормоз для самолета. После 1917 г. парашют Г. Е. Котельникова стал применяться в авиации. Автор книги «История одного изобретения. Русский парашют» (1939).татель первого в мире авиационного ранцевого парашюта. В летом 1912 г. состоялись испытания, созданного им ранцевого парашюта РК-1 в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле дер. Салюзи. По поручению ленинградского аэроклуба Г. Е. Котельников читал лекции об истории парашюта, выступал в Сестрорецке, Кингисеппе, Колпино. В декабре 1936 г. вместе с историком воздухоплавания А. А. Родных присутствовал в пос. Тосно на открытии Тосненского аэроклуба. В сентябре 1949 г. в память о конструкторе и успешных испытаниях, дер. Салюзи была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружен памят... Лодыгин Александр Николаевич Российский электротехник, изобретатель, создатель электрической лампы накаливания, предприниматель. Родился в с. Стеньшино (Тамбовская обл.). Первые исследования посвящены проектированию летательного аппарата тяжелее воздуха, в конец 1860-х гг. разработал геликоптер (вертолет) с приводом винтов от бортового электродвигателя. Вел работу над проектом водолазного аппарата. В 1873–1874 гг. проводил опыты электрического освещения кораблей, предприятий и улиц. В 1874 г. организовал «Товарищество электрического освещения А. Н. Лодыгин и К°». В 1890-х гг. изобрел несколько типов ламп накаливания с металлическими нитями. Конструировал приборы электрического отопления, электрические печи для плавки металлов, респираторы с электролитическим получением кислорода для дыхания и др. Ряд работ Лодыгина связан с электротягой на трамваях, железной дороге, метрополитене. В 1880-х гг. до 1905 г. и с 1916 г. работал за границей. До эмиграции снимал дачу в Ново-Сиверской (Гатчинский р-н). Прокудин-Горский Сергей Михайлович Российский фотограф, изобретатель, химик, педагог, член Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ. Родился в родовом имении Фуникова Гора (Владимирская обл.). Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи». В 1890 г. женился на А. А. Лавровой, дочери известного металловеда, директора Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов А. С. Лаврова. Вошел в состав правления этого предприятия. В его исполнение можно встретить изображение Гатчины и Сиверской. В 1909 г. был приглашен в Гатчину, где он демонстрировал слайды императрице Марии Федоровне. Гатчинские пейзажи С. М. Прокудина-Горского печатались в журнале «Фотограф-любитель». В окрестностях Луги, в дер. Турово было имение, принадлежавшее первой жене. Известно значительное число сделанных им снимков Турова и соседнего с. Смешино, включая г. Луг... Прохоров Петр Николаевич Доктор медицины, земский врач, просветитель, изобретатель паровой дезинфекционной камеры, лепрололог. Родился в усадьбе Насонки (Костромская обл.). Оставил значительный след в истории Кингисеппского района. Пожертвовав карьерой военного и столичного ученого-медика, он в 1883 г. приехал в Ямбург (ныне Кингисепп) на должность земского врача, где занялся созданием уездной системы здравоохранения доступной всем слоям населения. К 1907 г. в Ямбургском уезде его стараниями было построено 5 земских больниц, 7 фельдшерских пунктов, лепрозорий-колония для больных проказой «Крутые Ручьи» (1894). В больнице города он создал хирургическое, терапевтическое, акушерско-гинекологическое и инфекционное отделение. Открывает небольшие приемные покои в селах Надеждино, Ястребино, Ильеши (Волосовский р-н), приглашает фельдшеров и акушеров. Еженедельно по вторникам в Ястребино производил выезды для оказания помощи больным. В 1912 г. по его инициативе была открыта Губаницкая больница. Будучи членом Санкт-Пе... Ульянин Сергей Алексеевич Российский авиаконструктор, воздухоплаватель, военный летчик (полковник). Родился в Москве. Инициатор практического применения аэрофотосъемки и аэрофотогораии в военном деле, создатель конструкции оригинального разборного самолета. Имел шесть зарегистрированных в России изобретений и патент Англии. С сентября 1914 г. первый начальник Военной авиационной школы в Гатчине. С осени 1914 г. по 1915 г. руководимая им школа обеспечивала воздушную разведку и воздушную оборону Петрограда. После Февральской революции стал начальником Управления Военного Воздушного Флота (1916). В апреле 1917 г. – первый начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего. Осенью 1917 г. – начальник Управления Военного Воздушного Флота. В марте 1918 г. командирован за границу для создания постоянной информационной авиационной миссии в Англии, Италии и Франции, откуда не вернулся.