Имена на карте Ленинградской области Проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки
Апышков Владимир Петрович Военный инженер, архитектор, теоретик архитектуры. Родился в Москве.Окончил Николаевскую инженерную академию (1901). Преподавал в Николаевской инженерной академии и в Николаевском инженерном училище (1901–1912), в Политехническом институте, в Военно-инженерной академии РККА (с 1920). С 1912 г. – совещательный член Главного комитета по устройству казарм. По его проектам построены здания казарм, инженерного училища в Киеве, производственные здания под Казанью, в Пензе и Самаре. Среди наиболее крупных построек в Петербурге: особняки С. Н. Чаева (1907), П. М. Стенбок-Фермор (1914, с В.Ф. Баумгартеном), мост императора Петра Великого (Большеохтинский, совместно с Г. Г. Кривошеиным), Финляндского железнодорожный мост. Автор ряда учебных пособий по архитектуре и строительству. Участвовал в проектировании Свирьстроя (Лодейнопольский р-н) и Волховстроя (Волховский р-н). По его проекту построена церковь Казанской иконы Божией матери в Вырице (Гатчинский р-н), в соавторстве с М. В. Красовски... Бауэр Фридрих Вильгельм Военный инженер, гидротехник, картограф, генерал-квартирмейстев (1769). Родился в графстве Ганау (Гессен, Германия). С 1769 г. на российской служебе. Участник русско-турецкой войны (кампания 1770–1771). Автор проекта преобразования Генерального Штаба и его главный начальник. По его проектам соооружен ряд крепостей, гавани в Кронштадте, Риге (Латвия) и др. Проектировал и строил ряд крупных гидротехнических объектов, в т. ч. первую в России систему централизованного водоснабжения – Мытищинский водопровод в Москве, Таицкий водовод для обеспечения водой Царского Села (1772). Приложил много усилий для благоустройства Петербурга: осуществил углубление Фонтанки и строительство ее набережной, руководил сооружением Екатерининского канала и мостов через него, а также мостов через Крюков канал, реконструировал Ладожский канал, занимался мощением и благоустройством улиц, создал первую ливневую канализацию в городе. Автор работ по топографическому описанию ряда регионов. В 1770 г. императрица Екат... Боур Федор Виллимович Российский военный-инженер, гидротехник, картограф, генерал-квартирмейстер, Родился в графстве Ганау (Германия). Служил в армии Гессена, в Пруссии, участник Семилетней войны. С 1769 г. на русской службе. В 1770–1771 гг. отличился в русско-турецкой войне. С 1771 г. – автор проекта преобразования Генерального штаба и его главноначальствующий. Ф. В. Бауэр был автором и руководителем ряда инженерных проектов и гидротехнических сооружений в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Кронштадте. В 1774 г. при его участии был сооружен Таицкий водопровод, который позволил обеспечить водой Царское Село и Мытищинский в Москве. Также строил мосты, дороги, дома, не сохранившиеся усадебные комплексы под Гатчиной и Ораниенбаумом. В 1770 г. императрица Екатерина II пожаловала генералу мызу Волковицы (ныне Ломоносовский р-н). При нем были построены господский дом и службы, разбит регулярный парк, выкопан пруд. Также владел дер. Войсковицы (ныне Гатчинский район). Здесь он создал небольшую усадьбу. В июне 1773... Воронец Франц Иванович Русский архитектор, гражданский инженер. Окончил Строительное училище в 1876 г. помощником архитектора, работал в Смоленской губернии. В 1882 г. вышел в отставку, а с 1884 г. состоял младшим архитектором строительного отделения Новгородского губернского правления. Автор проекта здания Тихвинского духовного училища (1896–1899). Гаккель Яков Модестович Российский учёный и конструктор в области самолётостроения и тепловозостроения, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940). Родился в Иркутске. Руководил строительством, а затем эксплуатацией одной из первых в России гидроэлектростанций (на Ленских приисках, в районе г. Бодайбо). Участник проектирования и строительства электрического петербургского трамвая. Один из создателей Первого российского товарищества воздухоплавания. (1909). Разработал ряд конструкций отечественных самолетов. В 20-е гг. занимался конструированием тепловозов, спроектировал первый советский магистральный тепловоз (1924). Преподавал в Петербургском электротехническом институте, затем в Московском теплотехническом институте, с 1936 г. в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Автор изобретений и научных трудов. Его собственная авиастроительная мастерская располагалась в 1910-е гг. в ангаре на территории Гатчинского аэродрома. На этом аэродроме проходили испытания созданных Я. М. Гаккел... Ганнибал Абрам Петрович Русский военный инженер, генерал-аншеф, прадед А. С. Пушкина. Родился в Африке. С 1705 г. неотлучно находился при царе Петре I, являвшемся его крестным отцом и наставником, сопровождал его в походах. Поэтому, начиная с 1706 г., неоднократно бывал вместе с Петром I в Ямбурге (ныне Кингисепп), Ивангороде и Нарве. С 1714 г. – царский ординарец и секретарь, в 1717 г. изучал военно-инженерное дело во Францию. Вернувшись в Россию в 1723 г., руководил инженерными работами в Кронштадте, на строящемся Ладожском канале, преподавал математику и инженерное дело. В 1726 г. написал первую в истории России книгу о военно-инженерном искусстве. В годы правления Елизаветы Петровны занимал крупные посты в военно-инженерном ведомстве – был строителем крепостей, руководил проведением Ладожского канала, был директором крепости Кронштадт, обер-комендантом Ревеля (ныне Таллин), Выборгским губернатором, начальником российской артиллерии. . В 1750-х гг. занимался ремонтом и строительством оборонительных сооруж... Герард Федор Иванович Российский военный инженер, генерал-лейтенант (1809). Принимал участие в устройстве Царскосельского парка и государственных соляных заводов. В 1799 г. по распоряжению Павла I Таицкий водопровод был передан в личное его смотрение. В 1783 г. участвовал в закладке верфи в Санкт-Петербурге и в строительстве Мытищинского водопровода в Москве. В 1796 г. возглавил чертежную мастерскую Зимнего дворца, занимался инженерными работами по благоустройству Санкт-Петербурга, прокладывал Обводный и Введенский каналы, осуществлял строительство набережных Стрелки Васильевского острова и реконструкцию Адмиралтейства с земляными валами. В 1798 г. член Департамента водяных коммуникаций. Участвовал в сооружении Тихвинской и Мариинской водных систем со шлюзами и каналами, соединяющими реки и озера. Принимал участие в швейцарском походе А. В. Суворова, в 1812 году – в создании народного ополчения. В 1798 г. Павел I пожаловал ему мызу Белую с деренями Лашковицы, Томарово и Тешково (ныне Волосовский р-н). Для... Герхен Вольдемар Инженер-архитектор. Учился в Институте гражданских инженеров. В 1915 г. был призван в инженерные войска на фронт. Окончил ЛИСИ, работал в «Ленгидроэнергопроект». Проектировал гидростанции: Волховскую, Свирскую, ДнепроГЭС, Нивские гидростанции, ряд Среднеазиатских. Был прекрасным акварелистом, писал морские виды, пейзажи пригородов – дворцов и парков, интерьеры Зимнего дворца. Гесте Василий Иванович Русский инженер и архитектор. Уроженец Шотландии. Настоящее имя – Вильям Хести. Служил в России около 40 лет. В 1784 г. прибыл по приглашению Ч. Камерона в Россию. Поселился в Царском Селе, где был чертёжником на строительстве Царскосельских дворцов. Много работал над проектами так называемых «образцовых домов», которые почти не сохранились, хотя в свое время сыграли важную роль в становлении отечественной рядовой архитектуры. Кроме того, он внес огромный вклад в планирование городов Российской империи. В 1778 г. императрица Екатерина II утвердила план Новой Ладоги (Волховский р-н), составленный В. И. Гесте, в соответствии с которым в городе появилось много каменных зданий. В 1818 г. Гесте подписал проект очередной перестройки Ямбурга (ныне г. Кингисепп). Около 1820 г. создал регулярный план г. Гатчина, где была развита наметившаяся еще в конце XVIII в. линейная система планирования. Глебов Игорь Алексеевич Российский учёный и общественный деятель, специалист в области электромашиностроения, академик Академии наук СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1981). Родился в Санкт-Петербурге. В 1938 г. окончил Ленинградский индустриальный институт, защитив диплом на тему «Замена турбин и автоматитзация Волховской ГЭС». Участвовал в Великой Отечественной войне, сражался в артиллерии на Волховском, Юго-Западном, 3-м, 1-м и 4-м Украинских фронтах. Участвовал в боях в районе Синявино (Кировский р-н). В 1946–1953 гг. работал в Ленинградском институте авиаприборостроения, в 1953–1961 гг. – в Технологическом институте пищевой промышленности, с 1961 г. – в Институте электромеханики АН СССР (1973–1999 директор). Автор более 750 научных работ и изобретений. Основатель мировой научной школы по проблемам электроэнергетики, электромашин и электрофизики. Руководил работой четырех съездов научно-технической интеллигенции города на Неве, которые разработали актуальную до сих пор концепцию стратегии разви... Деволант Франц Павлович Российский государственный деятель, инженер-генерал, гидротехник. Родился в Антверпене (Бельгия). На российской службе с 1787 г. Во время русско-шведской войны (1788–1790) участвовал в морском сражении у о-ва Гогланд (ныне Кингисеппский р-н), в русско-турецкой войне (1787–1791) в звании 1-го инженера русской армии, занимался укреплением городов и крепостей на южных рубежах России. В 1799 г. стал членом Департамента водяных коммуникаций. В течение почти двух десятилетий его деятельность была связана с работой по сооружению путей сообщения. Занимался чисткой порогов на Днепре, постройкой Новочеркасска и Таганрогского порта, руководил сооружением Огинского, Свирского, Сясьского, Тихвинского каналов, Мариинской водной системы, постройкой шоссе Петербург – Москва, разработал несколько проектов соединения Онежского озера с Белым морем. С 1812 г. – главный директор путей сообщения. Джевецкий Степан Карлович Ученый, инженер, конструктор и изобретатель, автор ряда конструкций подводных лодок. В 1881 г. в Гатчинском Дворцовом парке, на Серебряном озере продемонстрировал Александру III свое изобретение – первую подводную лодку в России. С. К. Джевецкий в своей подводной лодке маневрировал, погружался на глубину, а император с супругой находились в шлюпке на середине озера и наблюдали. Александр III остался доволен этими испытаниями. В год 210-летия присвоения Гатчине статуса города построена точная копия подводной лодки Джевецкого, которая пополнила памятные реликвии города (ул. Григорина). Дмитриев Владимир Владимирович Профессор, теплотехник, гидролог. Родоначальник энергетики страны, один из создателей Волховской ГЭС. В 1898 г. В. В. Дмитриев возглавлял строительство электрической станции у Казанского собора. С 1899 г. занимался преподавательской деятельностью в Электротехническом институте, одновременно занимаясь научной и инженерной деятельностью. В 1903 г. 13 корпусов Петербургской городской детской больницы было оборудовано пароводяным отоплением с подачей к указанным корпусам отработанного пара от местной электростанции. Осуществление этого проекта позволило в дальнейшем создать гораздо более мощные системы, что считается началом Российской теплофикации и централизованного теплоснабжения как единой системы. Во время блокады жил с семьей на даче в Токсово (Всеволожский р-н) на ул. Туристов, 30. Донченко Александр Дмитриевич Русский архитектор, военный инженер, начальник Санкт-Петербургской 2-й инженерной дистанции. На Олешенской лесной даче по левому берегу Волхова в 2 км. от Успенского острова существовало кладбище Алексеевского общества дел милосердия (ныне г. Волхов). В 1911 г. по его проекту при кладбище была заложена церковь Святого Преподобного Алексия человека Божия. Журавский Дмитрий Иванович Русский ученый-механик и инженер, основатель научного мостостроения, лауреат Демидовской премии (1855). Родился в с. Белый Колодезь (ныне Курская обл.). Участвовал в изысканиях и проектировании Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. Впервые разработал теорию расчета многорешетчатых деревянных ферм с железными тяжами, использовав ее при проектировании мостов через реки Веребья, Волга, Волхов и др. В1856–1858 гг. по его проекту и под его руководством был построен новый металлический шпиль Петропавловского собора. В 1871–1876 гг. участвовал в переустройстве Мариинского водного пути, руководил проектированием обводного Ладожского канала. С 1877 г. директор Департамента железных дорог и заведующий Технико-инспекторским комитетом Министерства путей сообщения. Осуществил ряд мероприятий по увеличению провозной способности Российских железных дорог. Автор 35 публикаций по строительной механике и железнодорожному делу. Казнаков Василий Геннадьевич Действительный статский советник, инженер-полковник, инженер путей сообщений. С 1841 г. служил в I Округе путей сообщения, занимался нивелировкой при осушке болот в Санкт-Петербургской губернии. В 1848–1850 гг. преподавал в Петербургском технологическом институте. В 1851 г. – начальник Искусственного отделения Правления I Округа, лично осматривал многие сооружения Округа, в том числе мост у фабрики в Шлиссельбурге (1852, ныне Кировский р-н). Служил в Статистическом комитете (1853), был начальником отделения Департамента искусственных дел (1856) и делопроизводителем Комитета для начертания общего плана водяных и сухопутных сообщений империи. Занимался урегулированием плана Новой Ладоги (1858–1859). С 1861 г. – состоял в главном управлении Свирского канала и членом Комитета устройства нового Ладожского канала. С 1871–1877 гг. – начальник I Округа путей сообщения, в ведении которого находились Приладожские каналы и Нева. Для Монетного двора выполнил эскиз настольной медали «В память отк...