Имена на карте Ленининградской области Проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки
Авилов Михаил Иванович Живописец, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР. Работал главным образом в батальном жанре мастер исторических полотен. Лауреат Сталинской премии первой степени за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», (1943 г.). Работал также в книжной графике. Принимал участие в выставках с 1908 г. в том числе на выставках Академии художеств, Общества имени А. И. Куинджи и других. В период 1-й мировой войны печатал в иллюстрированных журналах военные зарисовки. Преподавал в Институте живописи и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде. В 1930-е годы отдыхал на даче Союза художников в поселке им. Рошаля (Гатчинский р-н). В июне 1941 г. гостил на даче в Рождествено (Гатчинский р-н). Антокольский Марк Матвеевич Художник, скульптор. Учился в петербургской Академии художеств (1862—1868 гг.) Антакольским исполнены статуи "Иван Грозный", Петр I, «Нестор-летописец", "Ермак" и др. В 1887 г. скульптор заканчил работу над портретом императрицы Марии Федоровны. В марте, отлитый в гипсе образец, привезли в Гатчину на одобрение Александра III и его супруги. Скульптор часто приезжал в Сиверскую (Гатчинский р-н) на дачу И. Н. Крамского. Бронзовая отливка фигуры Петра I по модели М. М. Антокольского была установлена в Шлиссельбурге у входа в Староладожский канал (Кировский р-н). Архипов Абрам Ефимович Русский живописец, передвижник. Народный художник РСФСР с 1927 г., действительный член Академии художеств с 1916г. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1877—83 и 1886—88 гг. у В. Г. Перова и В. Д. Поленова, а затем в петербургской Академии художеств в 1884—86 гг. Член Товарищества передвижных художественных выставок с 1891 г., Союза русских художников с 1904 г. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в1894—1918 гг. Работы 1880-х гг. — жанровые сцены (главным образом из жизни крестьян). Картина «Прачки» — одна из лучших в творчестве художника по своим живописным качествам. В 1900—10-е гг. А. пишет в основном пейзажи русского Севера. А. Е. Архипов неоднократно бывал в Хевроньино, Мятусово, Пидьме (Подпорожский р-н), где его привлекали красоты Присвирья. Баженов Василий Иванович Российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, масон, представитель классицизма. Главный архитектор Адмиралтейства в Петербурге, в 1793-1799 гг. в Кронштадте. С 1742 г. архитектор переехал в Петербург на постоянное место жительства и здесь работал при дворе Павла, будучи принят на службу в Адмиралтейскую коллегию, выполнял для него архитектурные проекты по перестройке Гатчины. Так, В. И. Баженов вместе с В. Ф. Бренной, принимал участие в реконструкции архитектурного ансамбля Гатчинского дворца. Под наблюдением В. И. Баженова шли работы в Чесменской и Греческой галереях и Мраморной столовой дворца. Последние годы Баженов жил в Гатчине. Бём Елизавета Меркурьевна Художница, рисовальщица, силуэтист. В течение многих лет Е. М. Бём с семьей приезжала в Шапки (Тосненский р-н). Рисовала с крестьянских детей Шапок и окрестных деревень: Надино, Сиголово, Староселье и др., иллюстрировала рассказы И. С. Тургенева, произведения Н. Некрасова, Н. Лескова, Л. Толстого и басни И. Крылова. Сотрудничала в Любанском издательстве видовых открыток общества попечения о бедных, возглавляемого А. В. Болотовым. Несколько работ Е. М. Бём были там изданы. Приезжала на свою дачу в Любань. Бенуа Александр Александрович (Конский) Художник, акварелист. Сын А. Л. Бенуа, племянник архитектора Н. Л. Бенуа. Специального художественного образования не получил. С 1870-х гг. работал в Санкт-Петербурге. В 1889 г. член Общества русских акварелистов. Член Общества поощрения художеств с 1901 г. Писал акварельные пейзажи Украины, Поволжья, Средней Азии, Кавказа, Германии. Рисовал виды Петербурга, Прибалтики, Финляндии. Одна из главных тем акварелей А. А. Бенуа – природа Карельского перешейка, где находилась его дача в дер. Ялкала (ныне пос. Ильичево, Выборгский район). Бенуа Альберт Николаевич Живописец-акварелист, академик акварельной живописи, преподаватель. Учился на архитектурном отделении в Петербургской Академии художеств (1871-1877 гг.). В 1883-1885 гг. в качестве пенсионера Академии посетил Италию, Францию, Испанию. А. Н. Бнуа был одним из основателей и деятельным членом Общества русских акварелистов. В1875-1876 гг. построил дачу Ц. А. Кавоса в Петергофе. Сопровождал императора Александра III в летних путешествиях на яхте по финским шхерам. С 1895 г. хранитель Русского музея, с 1918 г. заведующий музея декоративно-прикладного искусства. В 1920 г. участвовал в экспедиции Петроградского геологического института на Север. Способствовал созданию Музея природы северного побережья Невской губы. С 1924 г. в эмиграции, умер во Франции. Творчество А. Бенуа связано с пригородами Петербурга. В своих картинах художник изобразил дворцово-парковый ансамбль и парк Гатчины, писал акварелью Мартышкино. А. Н. Бенуа создал пейзажи «На берегу Сайменского канала», «Выборг», «Деревня Мар... Бертельсманн Юрген Немецкий художник. Сын художника В. Бертельсманна и скульптора и художницы Э. Бертельсманн-Лундбек. Обучался живописи у профессора Бремена, в 1940 получил место преподавателя в гимназии. С 1941 г. участвовал в боях на Восточном фронте под Ленинградом в саперном отряде. В мае 1942 г. ушел с разведгруппой и не вернулся. Жене художника удалось сохранились его письма и рисунки с изображением мест, где проходили бои – дер. Березовка, Новая и Старая Малукса (Кировский р-н), Шапки (Тосненский р-н), церковь св. вел. кн. Александра Невского в Александровке (Тайцы, Гатчинский р-н), где была расквартирована его воинская часть. Боголюбов Алексей Петрович Русский художник-маринист, профессор живописи. Родился в с. Померанье, Новгородской губернии (ныне Тосненский р-н) в семье отставного военного. Внук писателя А. Н. Радищева. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки. Впоследствии выступал консультантом императорской четы в вопросах коллекционирования произведений искусства. Фиксировал все крупные события в жизни Александра III и его семьи, в т. ч. и происходящие при дворе в Гатчине. Во время обучения в Академии художеств (и позднее) неоднократно приезжал в Сиверскую (Гатчинский р-н) на пленэр и в гости на дачу к И. Н. Крамскому. В 1862 г. с целью сбора материала для цикла картин о победах русского флота в войнах со Швецией А. П. Боголюбов работал в Выборге. Автор картин “Выборгское сражение”(1862), "Гренгамское сражение"(1866), «Сражениерусского флота со шведским в 1790 годупри Красной Горке» (Ломоносовский р-н; 1866), "Устье Невы" (1872),... Бродский Исаак Израилевич Русский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился в селе Софиевка, Таврической губернии (ныне Запорожская область, Украина). До Октябрьской революции 1917 года и в 1920-е годы участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества им. А. И. Куинджи», «Общины художников». Много работал над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина и И. В. Сталина. Кроме того, Бродский занимался реорганизацией художественного образования в СССР. С 1932 года был профессором, а с 1934 — директором Всероссийской Академии художеств. Автор таких картин как «Летний сад осенью» (1916), «В. И. Ленин на фоне Волховстроя» (1926), «В. И. Ленин в Смольном» (1930), «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» (1920—1924). В годы учебы в Академии Художеств И. И. Бродский неоднократно выезжал на северное побережье... Бруни Юлий Федорович Живописец, архитектор, музыкант. Сын художника Ф. А. Бруни. Окончил с отличием курс в Императорской Академии Художеств и удостоился звания классного художника II степени. Был назначен сверхштатным техником Строительного отделения Санкт-Петербургского Правления. Ю. Бруни составлял чертежи для исправления домов Г.Романова, Г. Струбинского, а также занимался перестройкой и надстройкой двух этажей для женской половины школы при Евангелической Лютеранской церкви Св. Петра. В 1868 г. причислен к Министерству Внутренних Дел с прикомандированием к Техническо-Строительному Комитету. В 1875 г. архитектор был причислен к IV Отделению Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в Строительный Комитет. В 1879 г. Юлий Бруни получает чин Коллежского Асессора, при этом он одновременно служит сверхштатным техником в Министерстве Внутренних Дел и архитектором Павловского Института. Проектировал здание туберкулезного санатория и каменной церкви Св. блг. вел. кн. Александра Невского (1905-1907 г... Варнек Александр Григорьевич Русский живописец-портретист, ученик Д. Левицкого и С. Щукина в Петербургской Академии художеств. С 1810 г. академик и преподаватель петербургской Академии художеств. С 1824 г. хранитель графики в Эрмитаже. А. Г. Варнек работал у А. Р. Томилова в усадьбе «Успенское» (Старая Ладога, Волховский р-н). Писал портреты Томилова, его жены и детей. Бывал в имении Марьино (Тосненский р-н) у А. С. Строганова. Верещагин Василий Васильевич Русский живописец, писатель-публицист, один из наиболее известных художников-баталистов. Много путешествовал по России и странам Западной Европы. Участвовал в русско-турецкой (1877—78 гг.) и русско-японской (1904—05 гг.) войнах. Художник писал батальные картины на темы войны в Туркестане (1871-1874 гг.), Отечественной войны 1812 г. (1887-1904 гг.) Философским размышлением о трагических последствиях войны была картина Верещагина «Апофеоз войны» (1871 г.). Погиб художник при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре. Часто бывал в Сиверской (Гатчинский р-н), где посещал своего друга И. Н. Крамского. Писал пейзажи в Егерской слободе (Гатчина). Ветрогонский Владимир Александрович Художник. Учился в художественной школе. В 1941 г. Ветрогонский – боец-доброволец аварийного восстановительного батальона Ленинграда. Он принимал участие в работе по сохранению выдающихся памятников родного города, участвовал в оборонительных боях под Кингисеппом и Волосовом. В 1942 г. художественная средняя школа была эвакуирована в Самарканд. Там Ветрогонский закончил учебу. Был призван в армию, воевал на Волховском и Ленинградском фронтах. В 1946 – 1951 гг. учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1952 г. принят в Союз художников СССР. С 1973 г. – декан факультета графики в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, профессор, руководитель творческой мастерской. Член-корреспондент Академии Художеств СССР, действительный член Академии Художеств СССР (1988 г.). Много ездил по стране. Графические циклы «К родному порогу» (листы «Здесь стояли насмерть», «Весной на Ивановских порогах»). В 1959 году художник начал работать над графич... Витали Иван Петрович Русский скульптор, монументалист, портретист и педагог. Родился в Петербурге. Профессор петербургской Академии художеств (1842). Среди его работ скульптура «Колесница Славы» и рельеф «Освобождение Москвы» для Триумфальных ворот в Москве (1829—1834); фонтан на Театральной площади в Москве (бронза, 1835), рельефы «Поклонение волхвов» и «Св. Исаакий Далматский» на южном и западном фронтонах Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1841—1843); бронзовая статуя Павла I перед Большим Гатчинским дворцом (за этот памятник он получил орден Святой Анны II степени).