Имена на карте Ленинградской области Проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки
Арцеулов Константин Константинович Русский летчик, конструктор планеров, художник-иллюстратор. Внук И. Айвазовского. Родился в Ялте. Работал на авиационном заводе в Санкт-Петербурге, одновременно занимался планеризмом. В 1911 г. окончил авиационную школу «Первого Русского Товарищества Воздухоплавания» в Гатчине. В 1912 г. – инструктор в Севастопольском аэроклубе. Осенью 1914 г. получил направление на переподготовку в Гатчинскую авиашколу, поселился на Люцевской ул., 33. В 1915 г. сдал экзамен на военного летчика. В годы Первой Мировой войны совершил около 200 разведывательных полетов. В 1916 г. назначен начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей в Качинской авиашколе, где впервые в истории русской авиации намеренно ввел самолет в штопори вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения летчиков-истребителей. Разработал и построил 5 планеров собственной конструкции, среди них А-5. В 1927 г. перешел в гражданскую авиацию для выполнения сложных аэрофотосъемок. В 1... Голанчикова Любовь Александровна Русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов, первая женщина пилот-испытатель. Родилась в Петербурге. До начала карьеры лётчика - актриса, известная под псевдонимом Молли Море. В 1911 году проходила обучение в лётной школе «Гамаюн» в Гатчине (открытой Первым Российским товариществом воздухоплавателей), где получает диплом пилота-авиатора. Автор рекордов высоты полетов для женщин. Во время первой Мировой войны занималась испытанием новых моделей самолетов. После Гражданской войны в эмиграции. Ефимов Михаил Никифорович Первый российский авиатор, механик, известный спортсмен начала XX века. Родился в дер. Дуброва (ныне дер. Аполье, Смоленская обл.). Занимался велосипедным, мотоциклетным и авиационным спортом. Окончил летную школу Фармана во Франции (1910). В 1910 г. на соревнованиях в Ницце и Петербурге установил ряд авиационных мировых рекордов и был назначен летчиком-инструктором в военно-авиационную школу в Севастополе (Кача). Подготовил много русских военных летчиков, занимался испытанием новых самолетов. В 1910–1911 гг. впервые осуществил крутые виражи, пикирование и планирование с выключенным двигателем. В 1912 г. изобрел приспособление для запуска двигателя пилотом без посторонней помощи. Участвовал в Первой мировой войне летчиком-истребителем. После Октябрьской революции работал в Казанской летной школе. Бывал в Гатчине, здесь впервые совершил ночной полет с прожектором. В 2005 г. М. Н. Ефимову в Гатчине был установлен памятник. Калитин Николай Николаевич Физик, метеоролог, основатель советской актинометрии, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Родился в дер. Сырковицы (Волосовский р-н) в семье сельского учителя. Начальное образование он получил от отца дома, среднее — в Царскосельской гимназии, которую окончил в 1904 г. С 1911 г. работал в Главной физической обсерватории, где затем руководил отделом актинометрии и атмосферной оптики. Учился в г. Павловске а затем там и работал до 1941 г. В начале Первой Мировой войны он был призван на военную службу и назначен преподавателем в Гатчинскую авиационную школу. Обучая курсантов метеорологии, аэрологии и аэронавигации, Калитин сам учился летному делу. Получив звание пилота, он летал на самолетах, свободных аэростатах и дирижаблях, состоя на службе в Высшей военной воздухоплавательной школе. В блокаду был эвакуирован из Ленинграда в Свердловск. После войны неоднократно посещал строящееся здание Института актинометрии возле Главной геофизической обсерватории в Воейково (Всеволожский р... Кампо-Сципио Михал Граф, польский летчик, «пионер» польской и российской авиации, инженер-металлург. Изучал металлургию в Санкт-Петербургском политехническом институте им. Петра Великого. В июле 1911 г. участвовал в первом перелете Москва-Санкт-Петербург. Вынужденно сел вблизи ст. Оредеж (Лужский р-н). Специалистов починить бензопак не нашлось, и моноплан был отправлен в Санкт-Петербург по железной дороге. Вторично Кампо-Сципио стартовал на Комендантском аэродроме 12 июля, взяв курс на Тосно, но забарахлил мотор и Кампо-Сципио был вынужден сесть возле ст. Ушаки (Тосненский р-н). Затем летчик приземлился в Чудово. Пилот за пять суток преодолел 260 км, но ему пришлось прекратить перелет. Леганье Жорж Селистин Французский летчик. Работал механиком. Окончил авиационную школу и выступал с демонстрационными полетами по разным странам. В 1909 г. был приглашен Императорским Всероссийским аэроклубом совершить в Гатчине первый показательный полет аэроплана, который состоялся на гатчинском военном поле Кирасирского полка. Нагурский Ян (Иван) Иосифович Морской лётчик, гидроавиатор, первый в мире полярный лётчик. По национальности поляк. Первым выполнил мёртвую петлю на гидросамолёте. Учился в Высшем морском инженерном училище, прошёл курс обучения в Императорском Всероссийском аэроклубе. В июне 1912 года Нагурский поступил в Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу. В следующем, 1913 году получил звание военного лётчика. Одновременно с авиационной подготовкой, в июле 1913 года, Нагурский успешно защитил диплом морского инженера и был назначен в Главное Гидрографическое Управление. В 1914-1917 гг. командовал авиационным отрядом, затем дивизионом Балтийского флота. В Первую Мировую войну Нагурский был награжден пятью российскими орденами. Его именем названа одна из полярных станций на Земле Франца-Иосифа. После революции жил в Польше. Нестеров Петр Николаевич Русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран. С осени 1911 по ноябрь 1912 учился в Гатчинской летной школе. В мае 1914 опустился на гатчинское военное поле на самолете «Ньюпор», совершив беспосадочный перелет из Киева. Его имя в Гатчине носит улица, бывшая Оранжерейная. В музее усадьбе П. Е. Щербова имеются подлинные документы и вещи П. Н. Нестерова, в т. ч. стул из его киевской квартиры. Мемориальная доска на доме ул. Чкалова (установлена в 1951) в честь летчика, жившего здесь в 1912 г. Чкалов Валерий Павлович Советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Родился в с. Василево (ныне г. Чкаловск Нижегородской обл.). Командир экипажа самолёта, в 1937 году совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). В июне 1924 г. проходил службу в Ленинградской Краснознаменной авиаэскадрилье им. П. Н. Нестерова. Летние месяцы эскадрилья выезжала в лагеря, в т. ч. и в Гатчине. Вскоре часть полностью перебазировалась на Гатчинский аэродром. В 1926-1928 гг. Чкалов жил в г. Гатчине в доме № 4 по Красноармейскому проспекту, где установлена мемориальная доска. В 1940 г. Люцевскую улицу переименовали в ул. Чкалова. Летом 1927 г. приезжал в Старо-Сиверскую на отдых, в конце 1920-х бывал на даче в Рождествено (Гатчинский р-н).