Имена на карте Ленининградской области Проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки
Боур Федор Виллимович Немецкий и российский военный деятель, инженер, гидротехник и архитектор, инженер-генерал. Родился в Ганау (Германия). Участник Семилетней войны (1756-1763). С 1769 года на русской службе. Участник русско-турецкой войны (1768-1774). Участвовал в устройстве гаваней в Кронштадтском и Рижском портах, сооружение в 1774 году Таицкого водопровода (Гатчинский р-н) в Царском Селе и Мытищинского в Москве, постройке набережных, углублении Фонтанки и Екатерининского каналов в Петербурге. В 1770 году Екатериной II ему была пожалована в поместье дер. Волковицы (ныне Ломоносовский р-н). Здесь была устроена усадьба. Продана Ф. В. Боуэром в 1778 году. Также владел дер. Войсковицы (ныне Гатчинский район). Гаккель Яков Модестович Российский советский инженер-авиастроитель, энергетик, теплотехник. Родился в Иркутске. Участник строительства в начале XX веке первой в России линии высоковольтных электропередач (на Ленских приисках, в районе г. Бодайбо). Участник в проектировании и строительства электрического петербургского трамвая. Один из основателей «Первого российского товарищества воздухоплавания» (1909). Его собственная авиастроительная мастерская располагалась в 10-е годы 20 века в ангаре на территории Гатчинского аэродрома. На этом аэродроме проходили испытания созданных Я.М.Гаккелем моделей. Он лично участвовал в пилотировании. В июле 1911 года во время пилотирования самолета «Гаккель-VI» конструктор попадает в аварию. Данный случай послужил поводом для выработки первых правил взлета и посадки на аэродроме. В 20-е годы занимается конструированием тепловозов. Им спроектирован первый советский магистральный тепловоз (1924). 20 февраля 1925 приезжал на Волховстрой на тепловозе с экскурсией рабочих. Заслужен... Гесте Василий Иванович Русский инженер и архитектор. Уроженец Шотландии. Настоящее имя – Вильям Хести. Служил в России около 40 лет. В 1784 г. прибыл по приглашению Ч. Камерона в Россию. Поселился в Царском Селе, где был чертёжником на строительстве Царскосельских дворцов. Много работал над проектами так называемых «образцовых домов», которые почти не сохранились, хотя в свое время сыграли важную роль в становлении отечественной рядовой архитектуры. Кроме того, он внес огромный вклад в планирование городов Российской империи. В 1778 г. императрица Екатерина II утвердила план Новой Ладоги (Волховский р-н), составленный В. И. Гесте, в соответствии с которым в городе появилось много каменных зданий. В 1818 г. Гесте подписал проект очередной перестройки Ямбурга (ныне г. Кингисепп). Около 1820 г. создал регулярный план г. Гатчина, где была развита наметившаяся еще в конце XVIII в. линейная система планирования. Глебов Игорь Алексеевич Советский и российский учёный в области машиностроения. Родился в Санкт-Петербурге. Академик АН СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1981). Автор фундаментальных работ и изобретений в области электрофизики, электроэнергетики и электротехники, сверхпроводящих электрических машин, электротехнического оборудования установок термоядерного синтеза. Участник Великой отечественной войны 1941-45 годов. Президент Союза 32-х научных и инженерных обществ Ленинграда-Петербурга. Руководил работой четырех съездов научно-технической интеллигенции города на Неве, которые разработали актуальную до сих пор концепцию стратегии развития Санкт-Петербурга и России. В июне 1979 принял участие в открытии в г. Сосновый Бор памятного бюста академику А. П. Александрову. Деволант Франц Павлович Бельгийский дворянин. Почетный член Санкт-Петербургского минералогического общества, голландский инженер-генерал, строитель 12 городов и портов юга России. Директор Главного управления путей сообщения. Участник сражения со шведами 1788 г. у о-ва Гогланд (Кингисеппский р-н). В 1799 г. Деволант стал членом Департамента водяных коммуникаций. В 1808 г. Ф. П. Деволант составил инструкцию о порядке плавания по Мариинской системе, участвовал в строительстве двух гидросистем Мариинской и Тихвинской, соединив тем самым Петербург с Волжским бассейном. В 1818 г. началось строительство Онежского канала, работой руководил Ф. П. Деволант, который спроектировал строительство Кирилловского, Онежского, Свирского, Сясьского каналов. В честь Деволанта назван полушлюз с водоудержательной плотиной у г. Вытегра (Вологодская обл.). Джевецкий Степан Карлович Ученый, инженер, конструктор и изобретатель, автор ряда конструкций подводных лодок. По национальности поляк. В 1881 г. в Гатчинском Дворцовом парке, на Серебряном озере продемонстрировал Александру III свое изобретение – первую подводную лодку в России. С. К. Джевецкий в своей подводной лодке маневрировал, погружался на глубину, а император с супругой находились в шлюпке на середине озера и наблюдали. Александр III остался доволен этими испытаниями. Дмитриев Владимир Владимирович Профессор, теплотехник, гидролог. Родоначальник энергетики страны, один из создателей Волховской ГЭС. В 1898 г. Дмитриев возглавлял строительство электрической станции у Казанского собора. С 1899 г. занимается преподавательской деятельностью в Электротехническом институте, одновременно занимаясь научной и инженерной деятельностью. В 1903 г. 13 корпусов Петербургской городской детской больницы было оборудовано пароводяным отоплением с подачей к указанным корпусам отработанного пара от местной электростанции. Осуществление этого проекта позволило в дальнейшем создать гораздо более мощные системы, что считается началом Российской теплофикации и централизованного теплоснабжения как единой системы. Во время блокады жил с семьей на даче в Токсово (Всеволожский р-н) на ул. Туристов, 30. Донченко Александр Дмитриевич Русский архитектор, военный инженер, начальник Санкт-Петербургской 2-й инженерной дистанции. На Олешенской лесной даче по левому берегу Волхова в 2 км. от Успенского острова существовало кладбище Алексеевского общества дел милосердия (ныне г. Волхов). В 1911 г. по его проекту при кладбище была заложена церковь Святого Преподобного Алексия человека Божия. Казнаков Василий Геннадьевич Действительный статский советник, инженер-полковник, инженер путей сообщений, член Санкт-Петербургской уездной земской управы, автор исторического очерка о Ладожских каналах, производитель работ по устройству нового канала между Волховом и Невой. В 1830-х годах В. Г. Казнаков устроил усадьбу Паньково-Покой у деревни Паньково, унаследованной им от матери (ныне Кировский р-н). В 1877 г. В. Г. Казнаков был похоронен у Покровской церкви с. Сари (ныне Шум, Кировский р-н). Кампо-Сципио Михал Граф, польский летчик, «пионер» польской и российской авиации, инженер-металлург. Изучал металлургию в Санкт-Петербургском политехническом институте им. Петра Великого. В июле 1911 г. участвовал в первом перелете Москва-Санкт-Петербург. Вынужденно сел вблизи ст. Оредеж (Лужский р-н). Специалистов починить бензопак не нашлось, и моноплан был отправлен в Санкт-Петербург по железной дороге. Вторично Кампо-Сципио стартовал на Комендантском аэродроме 12 июля, взяв курс на Тосно, но забарахлил мотор и Кампо-Сципио был вынужден сесть возле ст. Ушаки (Тосненский р-н). Затем летчик приземлился в Чудово. Пилот за пять суток преодолел 260 км, но ему пришлось прекратить перелет. Канкрин Егор Францевич Граф, министр финансов с 1823 по 1844 гг., член Государственного совета, писатель, экономист, военный инженер, архитектор. Родился в Германии. Генерал от инфантерии, почетный член Санкт-Петербургской Академии наук. Укрепил финансовую систему России, ввел в качестве основы денежного обращения серебряный рубль. В 1809 г. был назначен инспектором иностранных (немецких) колонийСанкт-Петербургской губернии. Средства от заграничных и внутренних займов выделял в т. ч. на устройство судоходных систем – Вышневолоцкой, Мариинской, Тихвинской. В 1834 г. по инициативе Канкрина было утверждено устройство Лисинского учебного заведения и при нем первой низшей лесной школы - Егерского училища в пос. Лисино-Корпус (Тосненский р-н). Канкрин оказывал финансовую поддержку. Также он издал правила предписываемые к руководству практикантам Лисинского учебного лесничества и план занятий практикантов. В 1997 г. восстановлен памятник Канкрину (бронзовый бюст) перед учебным зданием Лисинского лесного колледжа... Каспржик Иосиф Станиславович Поляк, литейный мастер, работал на заводах Варшавы, Риги, Ревеля (ныне г. Таллинн). В 1902 г. в составе группы частных предпринимателей организовал в Луге мастерскую графитовых тиглей, в 1905 г. возглавил здесь строительство тигельного завода, в 1911 г. уезжает в Ревель. С 1925 г. вновь в Луге, вместе с Д. Кормоном восстановливает тигельный завод и становится первым директором завода «Красный тигель», далее занимается, в основном, исследовательской работой, являлся главным консультантом. Во время ВОВ его семья была угнана из Луги в Германию, в г. Алленштейн, который после войны отошел Польше. В СССР семья не вернулась. Кербедз Михаил Станиславович Инженер-железнодорожник, самый младший представитель путейской династии. Образование получил в Институте инженеров путей сообщения. В 1880-1890 годы М. Кербедз строил различные участки и ответвления Владикавказской железной дороги. В 1912 году пожертвовал приюту для польских мальчиков неимущих родителей и сирот на Кирилловской улице, дом 19 (ныне здесь размещается Ленинградская областная универсальная научная библиотека) 165 000 рублей на постройку каменного дома. Это здание получило неофициальное название «Дом Кербедза». Кнорринг Федор Иванович Инженер, отставной тайный советник, закончил СПБГУ физико-математический и Институт путей сообщения. Работал в управлении Московско-Виндаво-Рыбинской (сейчас Октябрьской) железной дороги. Кнорринг переустраивал планировку всей узловой станции Московско-Виндаво-Рыбинской дороги - Санкт-Петербург. С сентября 1915 г. – заведующий лазаретом, председатель комитета по передвижению персонала и грузов Красного Креста. В 1907г. построил дом на берегу Оредежа, в Вырице возле 4-й платформы, где провел двухмесячный отпуск. В честь Кнорринга был назван проспект в Поселке Эдвардса (ныне ст. Поселок, Гатчинский р-н). Корман Диомид Андреевич Каменщик, в годы советской власти первый Управляющий Промкомбина в Луге с 1925 г., один из главных организаторов тигельного дела в СССР. С 1931 г. управляющий им же созданного Абразивно-тигельного треста в Ленинграде. Благодаря настойчивости и организаторским способностям первого главы Лужского промкомбината Д. А. Кормана наша страна получила отечественные тигли (эта история послужила сюжетом для книги писателя Н. А. Брыкина "Провинциальная идея"). Д. А. Корман был инициатором восстановления тигельного завода в Луге, ввел в строй Лужский завод абразивных кругов «Смычка» (1929-1930 гг.), восстановил бумажную фабрику «Батрачка» и лесопильный завод, а также Толмачевский кирпичный завод (Лужский р-н). Реконструировал лесопильный завод «Свобода» в Луге.