Имена на карте Ленинградской области Проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки
Апышков Владимир Петрович Военный инженер, архитектор, теоретик архитектуры. Родился в Москве.Окончил Николаевскую инженерную академию (1901). Преподавал в Николаевской инженерной академии и в Николаевском инженерном училище (1901–1912), в Политехническом институте, в Военно-инженерной академии РККА (с 1920). С 1912 г. – совещательный член Главного комитета по устройству казарм. По его проектам построены здания казарм, инженерного училища в Киеве, производственные здания под Казанью, в Пензе и Самаре. Среди наиболее крупных построек в Петербурге: особняки С. Н. Чаева (1907), П. М. Стенбок-Фермор (1914, с В.Ф. Баумгартеном), мост императора Петра Великого (Большеохтинский, совместно с Г. Г. Кривошеиным), Финляндского железнодорожный мост. Автор ряда учебных пособий по архитектуре и строительству. Участвовал в проектировании Свирьстроя (Лодейнопольский р-н) и Волховстроя (Волховский р-н). По его проекту построена церковь Казанской иконы Божией матери в Вырице (Гатчинский р-н), в соавторстве с М. В. Красовски... Бауэр Фридрих Вильгельм Военный инженер, гидротехник, картограф, генерал-квартирмейстев (1769). Родился в графстве Ганау (Гессен, Германия). С 1769 г. на российской служебе. Участник русско-турецкой войны (кампания 1770–1771). Автор проекта преобразования Генерального Штаба и его главный начальник. По его проектам соооружен ряд крепостей, гавани в Кронштадте, Риге (Латвия) и др. Проектировал и строил ряд крупных гидротехнических объектов, в т. ч. первую в России систему централизованного водоснабжения – Мытищинский водопровод в Москве, Таицкий водовод для обеспечения водой Царского Села (1772). Приложил много усилий для благоустройства Петербурга: осуществил углубление Фонтанки и строительство ее набережной, руководил сооружением Екатерининского канала и мостов через него, а также мостов через Крюков канал, реконструировал Ладожский канал, занимался мощением и благоустройством улиц, создал первую ливневую канализацию в городе. Автор работ по топографическому описанию ряда регионов. В 1770 г. императрица Екат... Боур Федор Виллимович Немецкий и российский военный деятель, инженер, гидротехник и архитектор, инженер-генерал. Родился в Ганау (Германия). Участник Семилетней войны (1756-1763). С 1769 года на русской службе. Участник русско-турецкой войны (1768-1774). Участвовал в устройстве гаваней в Кронштадтском и Рижском портах, сооружение в 1774 году Таицкого водопровода (Гатчинский р-н) в Царском Селе и Мытищинского в Москве, постройке набережных, углублении Фонтанки и Екатерининского каналов в Петербурге. В 1770 году Екатериной II ему была пожалована в поместье дер. Волковицы (ныне Ломоносовский р-н). Здесь была устроена усадьба. Продана Ф. В. Боуэром в 1778 году. Также владел дер. Войсковицы (ныне Гатчинский район). Воронец Франц Иванович Русский архитектор, гражданский инженер. Окончил Строительное училище в 1876 г. помощником архитектора, работал в Смоленской губернии. В 1882 г. вышел в отставку, а с 1884 г. состоял младшим архитектором строительного отделения Новгородского губернского правления. Автор проекта здания Тихвинского духовного училища (1896–1899). Гаккель Яков Модестович Российский советский инженер-авиастроитель, энергетик, теплотехник. Родился в Иркутске. Участник строительства в начале XX веке первой в России линии высоковольтных электропередач (на Ленских приисках, в районе г. Бодайбо). Участник в проектировании и строительства электрического петербургского трамвая. Один из основателей «Первого российского товарищества воздухоплавания» (1909). Его собственная авиастроительная мастерская располагалась в 10-е годы 20 века в ангаре на территории Гатчинского аэродрома. На этом аэродроме проходили испытания созданных Я.М.Гаккелем моделей. Он лично участвовал в пилотировании. В июле 1911 года во время пилотирования самолета «Гаккель-VI» конструктор попадает в аварию. Данный случай послужил поводом для выработки первых правил взлета и посадки на аэродроме. В 20-е годы занимается конструированием тепловозов. Им спроектирован первый советский магистральный тепловоз (1924). 20 февраля 1925 приезжал на Волховстрой на тепловозе с экскурсией рабочих. Заслужен... Ганнибал Абрам Петрович Русский военный инженер, генерал-аншеф, прадед А. С. Пушкина. Родился в Африке. С 1705 г. неотлучно находился при царе Петре I, являвшемся его крестным отцом и наставником, сопровождал его в походах. Поэтому, начиная с 1706 г., неоднократно бывал вместе с Петром I в Ямбурге (ныне Кингисепп), Ивангороде и Нарве. С 1714 г. – царский ординарец и секретарь, в 1717 г. изучал военно-инженерное дело во Францию. Вернувшись в Россию в 1723 г., руководил инженерными работами в Кронштадте, на строящемся Ладожском канале, преподавал математику и инженерное дело. В 1726 г. написал первую в истории России книгу о военно-инженерном искусстве. В годы правления Елизаветы Петровны занимал крупные посты в военно-инженерном ведомстве – был строителем крепостей, руководил проведением Ладожского канала, был директором крепости Кронштадт, обер-комендантом Ревеля (ныне Таллин), Выборгским губернатором, начальником российской артиллерии. . В 1750-х гг. занимался ремонтом и строительством оборонительных сооруж... Герард Федор Иванович Российский военный инженер, генерал-лейтенант (1809). Принимал участие в устройстве Царскосельского парка и государственных соляных заводов. В 1799 г. по распоряжению Павла I Таицкий водопровод был передан в личное его смотрение. В 1783 г. участвовал в закладке верфи в Санкт-Петербурге и в строительстве Мытищинского водопровода в Москве. В 1796 г. возглавил чертежную мастерскую Зимнего дворца, занимался инженерными работами по благоустройству Санкт-Петербурга, прокладывал Обводный и Введенский каналы, осуществлял строительство набережных Стрелки Васильевского острова и реконструкцию Адмиралтейства с земляными валами. В 1798 г. член Департамента водяных коммуникаций. Участвовал в сооружении Тихвинской и Мариинской водных систем со шлюзами и каналами, соединяющими реки и озера. Принимал участие в швейцарском походе А. В. Суворова, в 1812 году – в создании народного ополчения. В 1798 г. Павел I пожаловал ему мызу Белую с деренями Лашковицы, Томарово и Тешково (ныне Волосовский р-н). Для... Герхен Вольдемар Инженер-архитектор. Учился в Институте гражданских инженеров. В 1915 г. был призван в инженерные войска на фронт. Окончил ЛИСИ, работал в «Ленгидроэнергопроект». Проектировал гидростанции: Волховскую, Свирскую, ДнепроГЭС, Нивские гидростанции, ряд Среднеазиатских. Был прекрасным акварелистом, писал морские виды, пейзажи пригородов – дворцов и парков, интерьеры Зимнего дворца. Гесте Василий Иванович Русский инженер и архитектор. Уроженец Шотландии. Настоящее имя – Вильям Хести. Служил в России около 40 лет. В 1784 г. прибыл по приглашению Ч. Камерона в Россию. Поселился в Царском Селе, где был чертёжником на строительстве Царскосельских дворцов. Много работал над проектами так называемых «образцовых домов», которые почти не сохранились, хотя в свое время сыграли важную роль в становлении отечественной рядовой архитектуры. Кроме того, он внес огромный вклад в планирование городов Российской империи. В 1778 г. императрица Екатерина II утвердила план Новой Ладоги (Волховский р-н), составленный В. И. Гесте, в соответствии с которым в городе появилось много каменных зданий. В 1818 г. Гесте подписал проект очередной перестройки Ямбурга (ныне г. Кингисепп). Около 1820 г. создал регулярный план г. Гатчина, где была развита наметившаяся еще в конце XVIII в. линейная система планирования. Глебов Игорь Алексеевич Советский и российский учёный в области машиностроения. Родился в Санкт-Петербурге. Академик АН СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1981). Автор фундаментальных работ и изобретений в области электрофизики, электроэнергетики и электротехники, сверхпроводящих электрических машин, электротехнического оборудования установок термоядерного синтеза. Участник Великой отечественной войны 1941-45 годов. Президент Союза 32-х научных и инженерных обществ Ленинграда-Петербурга. Руководил работой четырех съездов научно-технической интеллигенции города на Неве, которые разработали актуальную до сих пор концепцию стратегии развития Санкт-Петербурга и России. В июне 1979 принял участие в открытии в г. Сосновый Бор памятного бюста академику А. П. Александрову. Деволант Франц Павлович Бельгийский дворянин. Почетный член Санкт-Петербургского минералогического общества, голландский инженер-генерал, строитель 12 городов и портов юга России. Директор Главного управления путей сообщения. Участник сражения со шведами 1788 г. у о-ва Гогланд (Кингисеппский р-н). В 1799 г. Деволант стал членом Департамента водяных коммуникаций. В 1808 г. Ф. П. Деволант составил инструкцию о порядке плавания по Мариинской системе, участвовал в строительстве двух гидросистем Мариинской и Тихвинской, соединив тем самым Петербург с Волжским бассейном. В 1818 г. началось строительство Онежского канала, работой руководил Ф. П. Деволант, который спроектировал строительство Кирилловского, Онежского, Свирского, Сясьского каналов. В честь Деволанта назван полушлюз с водоудержательной плотиной у г. Вытегра (Вологодская обл.). Джевецкий Степан Карлович Ученый, инженер, конструктор и изобретатель, автор ряда конструкций подводных лодок. По национальности поляк. В 1881 г. в Гатчинском Дворцовом парке, на Серебряном озере продемонстрировал Александру III свое изобретение – первую подводную лодку в России. С. К. Джевецкий в своей подводной лодке маневрировал, погружался на глубину, а император с супругой находились в шлюпке на середине озера и наблюдали. Александр III остался доволен этими испытаниями. Дмитриев Владимир Владимирович Профессор, теплотехник, гидролог. Родоначальник энергетики страны, один из создателей Волховской ГЭС. В 1898 г. Дмитриев возглавлял строительство электрической станции у Казанского собора. С 1899 г. занимается преподавательской деятельностью в Электротехническом институте, одновременно занимаясь научной и инженерной деятельностью. В 1903 г. 13 корпусов Петербургской городской детской больницы было оборудовано пароводяным отоплением с подачей к указанным корпусам отработанного пара от местной электростанции. Осуществление этого проекта позволило в дальнейшем создать гораздо более мощные системы, что считается началом Российской теплофикации и централизованного теплоснабжения как единой системы. Во время блокады жил с семьей на даче в Токсово (Всеволожский р-н) на ул. Туристов, 30. Донченко Александр Дмитриевич Русский архитектор, военный инженер, начальник Санкт-Петербургской 2-й инженерной дистанции. На Олешенской лесной даче по левому берегу Волхова в 2 км. от Успенского острова существовало кладбище Алексеевского общества дел милосердия (ныне г. Волхов). В 1911 г. по его проекту при кладбище была заложена церковь Святого Преподобного Алексия человека Божия. Журавский Дмитрий Иванович Русский ученый-механик и инженер, основатель научного мостостроения, лауреат Демидовской премии (1855). Родился в с. Белый Колодезь (ныне Курская обл.). Участвовал в изысканиях и проектировании Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. Впервые разработал теорию расчета многорешетчатых деревянных ферм с железными тяжами, использовав ее при проектировании мостов через реки Веребья, Волга, Волхов и др. В1856–1858 гг. по его проекту и под его руководством был построен новый металлический шпиль Петропавловского собора. В 1871–1876 гг. участвовал в переустройстве Мариинского водного пути, руководил проектированием обводного Ладожского канала. С 1877 г. директор Департамента железных дорог и заведующий Технико-инспекторским комитетом Министерства путей сообщения. Осуществил ряд мероприятий по увеличению провозной способности Российских железных дорог. Автор 35 публикаций по строительной механике и железнодорожному делу.